Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г. Димитровграде»
Кузьмина Светлана Валерьевна,
инструктор по труду
Выступление на конференции «Особенности учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ»
Образовательная политика нашего государства, учитывая изменяющиеся социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие.
Почему данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому, что число таких детей растёт во всём мире, и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства. Нельзя оставлять без внимания данную категорию и учреждениям дополнительного образования. Как же правильно расставить приоритеты?
А самое главное - с чего начать?
Первым шагом в организации работы с детьми с ОВЗ является изучение терминологии и существующей практики работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования.
Прежде всего, необходимо детально изучить выдержки из Закона об образовании, который определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. А также ещё раз обратить внимание на наш основной документ в дополнительном образовании - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,утверждённый приказом МО РФ от 29 августа 2013 г. N 1008. Именно в этом документе подробно и детально представлены особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Создание условий для таких детей и является сегодня одной из главных задач образовательной организации.
Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
использование адаптированных образовательных программ,
применение специальных методов обучения и воспитания,
использование учебных материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.
Предлагается внесение кардинальных изменений в термины, относящиеся к ОВЗ и инвалидам, наименование и функции Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обязанностей педагогических работников и родителей обучающихся, вопросов лицензирования и аккредитации адаптированных образовательных программ. В частности, в проекте уже предложено новое определение ребёнка с ОВЗ (обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими нарушениями, обуславливающими его особые образовательные потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий).
Помимо вышеуказанных документов нужно ознакомиться и с другой нормативной документацией, касающейся подходов к работе с детьми с ОВЗ и детей – инвалидов. Наиболее полно она представлена в интернет в разделе «Документы» Информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ», http://edu-open.ru. А так же на сайте Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, http://www.inclusive-edu.ru.
Необходимо педагогу и владеть общепринятой терминологией, которая необходима в работе с детьми с ОВЗ.
Содержание деятельности педагога обуславливается многими факторами, в том числе:
- спецификой нарушений развития ребёнка;
- уровнем его желания и активности;
- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);
- готовностью педагогического коллектива;
- интересом родителей;
Закон об образовании даёт педагогическим работникам свободу в выборе средств, методов обучения и воспитания. Но следует помнить, что специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку.
Образовательный маршрут должен определяться на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Для детей с ОВЗ он строится в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и желания ребёнка. Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки ребенка.
Обучение по индивидуальному учебному маршруту в сочетании с применением современных образовательных технологий помогает сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных программ.
При разработке образовательной программы педагог должен учитывать и требования ФГОС. Какие существуют Программы обучения в соответствии с ФГОС?
вариант - для детей, достигших к поступлению в школу нужного уровня; обучаются наравне со здоровыми школьниками, но основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Вариант - в основной программе несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье; дети обучаются либо со сверстниками, либо в отдельных группах или классах.
Вариант – отдельный учебный план по созданию адаптированной индивидуальной среды, выбор детьми формы аттестации и сроков обучения; обучение либо со сверстниками, либо отдельно.
Вариант - ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана; возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов.
В реализации образовательной деятельности педагог должен придерживаться следующих принципов работы:
индивидуальный подход (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
междисциплинарный подход (привлечение психологов и логопедов);
вариативная развивающая среда (наличие развивающих и дидактических пособий);
самостоятельная активность ребенка;
семейно-ориентированное сопровождение.
Составляющие профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ:
знание педагога об особенностях развития детей с ОВЗ (по категориям),
степень эмоционального принятия ребенка с ОВЗ,
уровень готовности взаимодействовать с ребенком с ОВЗ;
понимание сути инклюзивного образования и его отличие от традиционных форм образования;
владение навыками анализа особенностей взаимодействия ребенка с особыми потребностями и социального окружения;
Владение способами педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.
Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что
деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;
обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;
при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом), упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
замечания вредны и по возможности нужно делать их пореже, не высмеивать слабости и ошибки;
вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
движения должны быть спокойными и уверенными;
нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.
Активность родителей и их включённость в образовательный процесс является залогом эффективности реализации образовательной программы и процесса социализации. Психологическая поддержка родителей – процесс длительный, требует комплексного подхода, что предусматривает участие разных специалистов: педагога-психолога, педагога-дефектолога, медицинского работника, социального работника и др.
Включение родителей в образовательную деятельность помогает:
- поменять их представление о собственных детях и их месте в обществе,
- раскрыть творческий потенциал детей и родителей,
- развитье коммуникативные качества детей и родителей,
- изменить либо подкорректировать внутрисемейный климат.
Формы взаимодействия с родителями:
установление контакта с родителями вновь прибывших детей, составление плана совместной деятельности;
разработка примерных правил для родителей, воспитывающих «особого» ребёнка;
участие родителей в образовательном процессе (можно через временные творческие группы);
оказание родителям эмоциональной поддержки;
предоставление психолого-педагогической помощи, информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейшего маршрута образования;
участие родителей в мероприятиях (проектирование, организация и проведение).
Ориентиры и целевые установки при планировании деятельности
В организации образовательного процесса:
эффективность качества реализации образовательной программы, её корректировка;
создание психологически комфортной развивающей образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.
В работе с семьей:
направленность мероприятий на повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей;
активность родителей в образовательном процессе;
позитивные изменения в детско-родительских отношениях.
В самообразовании:
повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с ОВЗ;
мотивационная готовность к работе;
обобщение и трансляция опыта работы.
Необходимо помнить, что любая образовательная организация сегодня, создавая инклюзивное пространство, должна изучить опыт работы в этом направлении, провести обучающие семинары для педагогов, разработать локальные акты и рекомендации по созданию адаптированных программ, а также обеспечить межведомственное взаимодействие.