СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированный подход на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированный подход на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированный подход на уроках биологии и во внеурочной деятельности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Демкова Елена Анатольевна,

учитель биологии и химии


Выступление на конференции по теме «Личностно-ориентированный подход на уроках биологии и во внеурочной деятельности»


«Люди, как растения, которые не растут удачно, если за ними нет хорошего ухода» и я согласна с французским философом. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более. Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе пушкинское: «Ай да я, молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель.

Педагогическое кредо: Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации. Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, которая является созидающим приёмом педагогического воздействия, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.

Тема самообразования: Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика.

Для себя я определила цель: дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, добиться успеха в учении.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развитие познавательных способностей учащихся

2. Организация и управление учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить  свои способности

3. Создание на занятиях положительного психологического климата, без которого невозможна ситуация успеха

4. Создание условий для творческого развития каждого учащегося

5. Обеспечить условия для сохранения здоровья учащихся, т.к. успех без здоровья ничто

6. Формирование информационных компетентностей  развитие коммуникативных навыков у учащихся


Решая эти задачи, я применяю разнообразные формы работы:

1. Урок

На уроке я стараюсь создать такие условия, в которых ребёнок бы испытывал уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, помогаю добиваться успеха в учебной деятельности.

Для этого я:

– подготавливаю учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение заданий: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

– подбадриваю, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

– использую на уроке игровые ситуации, творческие задания

– формирую у учащихся положительную «Я-концепцию».

Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, я стараюсь:

– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

– создавать личности ситуации одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнь, учеба приносили ребенку радость;

– стараюсь понять причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, («Ребенок хорош, плох его поступок»);

– помогаю детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная  (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

На своих уроках я ничего не делаю за ученика - я всё делаю вместе с ним. Стремлюсь к тому, чтобы уроки учили мыслить самостоятельно, сопоставлять факты и искать информацию.

Применяю различные виды учебной деятельности на уроке.

- работа в группах;

- интеллектуальные игры;

- практикумы;

- лабораторное моделирование  и конструирование;

- исследовательская деятельность;

На своих уроках я использую следующие приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Авансирование Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план ответа , разобрать подобные тесты, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ» На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика». Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5. «Эмоциональное поглаживание». Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл. Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.


Экологический кружок.

Использование различных видов учебной деятельности на уроках вызывает развитие интереса обучающихся к исследованиям и желание заниматься биологией и экологией во внеурочное время. Дети с удовольствием посещают занятия экологического кружка.

На первых занятиях я провожу игру "Я успешна".

Участникам предлагается нарисовать себя в виде растения , потому что растения растут всё жизнь и человек должен постоянно расти, развиваться и затем описать, что для каждого есть успех?

Для некоторых :

Успех – это когда люди вокруг тебя счастливы, потому что ты сделал их счастливее.

Успех – это достижение поставленных целей.

Для других:

Успех – это когда ты доволен собой.

Успех – это постоянное развитие.


И опираясь на это, планирую работу на каждом этапе моделирования ситуации успеха на занятиях кружка.


1. Мотивационный этап. На данном этапе я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения.

  Прежде всего, на данном этапе необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»), но, лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание.

Я предлагаю различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно решить интересные задачи;

- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д.

2. Организационный этап. На этом этапе моя задача, как руководителя кружка, обеспечить участнику условия для успешного выполнения задания заинтересовать самим познавательным процессом. Я стараюсь создать ситуацию, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения. Использую следующие приемы: эмоциональная разгрузка; смена задания; помощь другу; индивидуальная работа и т.д. Особенно уместно обратить внимание на используемый мною прием «Даю шанс» (сейчас нужно сдать работу, но после можно прийти и доделать).

3. Итоговый этап. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Я стараюсь оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного или практического задания. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.


В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становиться действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:

- организуется на всех этапах учебного процесса;

- усложняет учебные и воспитательные задачи;

- реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проектная деятельность

Особое место я отвожу проектной деятельности, которая является одним из эффективных методов повышения мотивации учащихся к обучению в сфере экологии и биологии.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда.

Одна из задач использования мной проектного метода С.Т. Шацкого:

1.Развивать самостоятельность у учащихся;

2.Активизировать разные формы самовыражения;

При использовании этой технологии я выполняю следующие этапы:

-Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.

- Ученики определяют главную тему.

- Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности, необходимой для реализации идей.

- Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования. Разрабатывают и осуществляют детальный план действий.

Разрабатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу: эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.

- Группы объединяют результаты работы в общий итог.

- Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.

- Производится оценка результата и процесса работы.


Особое внимание хочу обратить на следующие этапы:

- работа над проектом начинается с беседы с учениками по вводной презентации учителя. Она очень важна, т.к. здесь специальным подбором вопросов формулируются цели, задачи, объект исследования, планируются результаты работы. Обозначается проблема. Учащиеся направляются на конечный результат.

- Также важен этап создания рабочих групп, (в коллективном проекте) в которых участники определяют направления своей деятельности и затем обмениваются результатами своей работы

И не менее важный этап рефлексия, где дети дают оценку своей работе. Обсуждают - что получилось, что нет и на основе этого планируют дальнейшую работу. Эффективность работы над экологическими проектами возможна только в условиях тесной связи теории и практики.
Особое место в исследовательской работе принадлежит эксперименту. Ученики с интересом проводят различные опыты, измерения, наблюдения, что повышает их мотивацию к обучению и изучению экологии и биологии.
В этом очень помогает современное оборудование.

Освоение практического опыта в проектной деятельности поможет учащимся развить индивидуальные, природные задатки и способности.
В результате формируется активная жизненная позиция обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.


Создание блога

Проектная и исследовательская деятельность подразумевает создание творческих групп, в которые объединяются учащиеся, у которых общие интересы и цели. Творческие группы выбирают темы проектов, создают свои визитные карточки, события в группе и информацию о своей работе размещают в блоге. Значение блога в том, что в нём участники проекта обмениваются результатами своей работы, высказывают своё мнение, оставляют комментарии, общаются с единомышленниками.


Участие в конференциях, семинарах.

Обязательным для создания ситуации успеха является участие детей в мероприятиях разного уровня.

Очень важно, что выступления на конференциях, конкурсах позволяет ребятам проявить себя, стать успешней, научиться выступать перед публикой, расширить круг общения. Способствует повышению мотивации в обучении. И, конечно же, учащиеся приобретают новые знания, умения, опыт, удовольствие от работы и общения с увлечёнными людьми.

Хочется особо отметить участие в семинарах, где дети выступают не только перед сверстниками и своими учителями, а перед учителями и руководителями школ города и области, что позволяет пережить детям не просто ситуацию успеха, а настоящий «триумф личности». Важно, что участники семинара оценивают не столько выступление детей на данном мероприятии, сколько ту работу, которую они проделали за относительно короткий срок, и это даёт стимул для дальнейшей работы.


Здоровьесбережение

«Здоровье не всё. Но всё без здоровья – ничто».

Основной составляющей успеха является здоровье. Здоровый человек может выбрать для себя любой вид деятельности, профессию по душе, где он сможет добиться успеха.

Основной задачей учителя остаётся - обеспечить условия для сохранения здоровья учащихся. Развитие у учащихся культуры здорового образа жизни: беседы, викторины, стенгазеты, экологические проекты, экологические плакаты. Создание условий, способствующих сохранению здоровья: дни здоровья, спортивные игры, физкульминутки, эстафеты, озеленение кабинетов.


Творческая деятельность

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:

- творчество как процесс развлечения, игры;

- творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

- творчество как особая форма коммуникации.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении.

Я хочу отметить используемые мною приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение:

- нестандартная формулировка проблемы, задачи;

- постановка к данной проблеме альтернативных вопросов («А что, если…?»);

- юмор как показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не следует бояться детских шуточных импровизаций;

- не бояться самых различных (иногда абсурдных) аналогий;

Учащиеся выполняют разнообразные творческие задания: выпускают плакаты по защите окружающей среды, рисунки «Живой мир», проводят беседы с младшими школьниками, сочиняют стихи о природе, ее красоте, величии, но и ранимости. Создают презентации, пишут сочинения, например, что нас ждет в будущем, если сейчас не защитим природу.


Для успешной реализации любого человека, а тем более ребёнка важна психологическая комфортность. Педагог не должен давить на ребенка, он должен его побуждать и направлять, а действовать он должен сам.  Все эти формы работы способствуют развитию коммуникативных навыков и формирование информационных компетентностей  у учащихся. Успех в учебной деятельности является одним из условий успешной адаптации в обществе . Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха. Я придерживаюсь определения, что Успех – это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие. И тогда ты воспитаешь успешного ученика!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!