СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Психологический ком-форт на занятиях как одно из условий успешности обуче-ния детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Психологический комфорт на занятиях как одно из условий успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Психологический ком-форт на занятиях как одно из условий успешности обуче-ния детей с ограниченными возможностями здоровья»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»


учитель начальных классов


Немцова Алина Сергеевна


Выступление на конференции по теме «Психологический комфорт на занятиях как одно из условий успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»



Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». И перед нами стоит задача - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку и   он чувствовал себя «как дома».

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Создание благоприятных психологических условий на занятии, включение ребенка с ОВЗ в активный познавательный процесс во многом зависит от его заинтересованности  и активности во время занятия.

Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания по различным поводам обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности познавательной сферы.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 - неуверенность в себе;

 - повышенная утомляемость;

 - замедленность темпа деятельности;

 - повышенная потребность во внимании;

 - повышенная двигательная активность;

 - трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Критерии психологического комфорта урока:
- Отсутствие усталости у детей и учителя
- Положительный эмоциональный настрой
- Удовлетворение от сделанной работы
- Желание продолжать работу
- Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Инклюзивная среда включает в себя:

1. Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).

2. Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).

3.Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).

4.Нормативная среда (Закон об образовании и др.).

Если в чём-то из всех названных сред у ребёнка возникает неприятие, дисбаланс, то возможно возникновение психологического дискомфорта. Например:

1. Иванову Р. удобнее сидеть за высокой партой, Григорьев М. и Куликова А. предпочитают сидеть на 1 парте, а Сахно Ю. не желает пересаживаться ближе к учителю. Фёдоров М. не любит громкие звуки.

2. Многие дети не хотят идти на физкультуру. Комаровы не любят Псарова С. Заруднев Л. и Рыбаков М. не хотели сидеть вместе с Мариной И. Одного воспитателя любят, другого нет.

3. Псаров С. чувствует себя комфортно держа в кармане свои машинки.

Для достижения положительного результата учебная деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.


Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Как правило, с этой целью педагогами используются разнообразные методики, оборудование, приемы. Вот некоторые из них.

1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

2. Установление личных контактов. Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

3. Подбадривающее, одобрительное отношение. Во время совместной работы с детьми становится важно поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников. Создание ситуации успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в занятие. Это могут быть разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, загадки, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Детям нравится собирать пазлы, ЛЕГО, строить из простых подручных материалов башни, крепости, гаражи.

Им нравится работать на уроках со счётными палочками- придумывать изображения, выкладывать буквы и слова.

Рекомендуются так же игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна используется любой вид крупы, пуговицы, бумага, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.

Существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии, повысить его интерес к трудной для него работе можно с помощью средств современных компьютерных технологий.

Мультимедийные презентации, электронные энциклопедии,  дидактические материалы , программы-тренажеры, обучающие игры и развивающие программы - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Важным аспектом, который необходимо учитывать при проведении занятий с детьми с проблемами развития, является повышенная утомляемость детей. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать: релаксационные моменты в течение урока. Например, использование физкультминуток позволяет расходовать оставшееся время занятия гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физкультминутки дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Физкультминутки могут быть:

      традиционными (чаще используются в начальных классах), 

      оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж),

      расслабляющие (с элементами релаксации),

      развлекательные (с использованием игровых  ситуаций).


ФИЗМИНУТКА

Эффективным методом для снятия усталости у детей с ОВЗ является музыка.

Проводятся релаксационные паузы, музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка («3вуки леса», «Морской прибой»).

Данный метод работы особенно подходит для работы с детьми с Ранним детским аутизмом (РДА).

Однако, какие бы технологии мы не использовали, главной фигурой в учебно-образовательном процессе был и остается педагог.

В создании комфортных условий главная роль принадлежит личности педагога. Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения любого ребенка. Немаловажное значение имеет владение педагогом в совершенстве педагогическим общением.

Педагогическое общение – особый вид творчества. Он проявляется в умении понять состояние учащегося – взглянуть в мир ребенка и сразу понять, что с ним происходит. Творчество проявляется и в искусстве воздействия, в умении взаимодействовать с ним.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!