Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»
инструктор по труду высшей квалификационной категории
ХУСНУТДИНОВА РЕЗИДА КАЮМОВНА
Выступление на конференции по теме «Трудовое воспитание подростков в условиях детского дома»
Данный методический материал поможет оптимизировать воспитательную работу в социально-реабилитационных детский домах для несовершеннолетних и детских домах, может использоваться в разных возрастных группах от 3 до 18 лет.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе него формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердится. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, его необходимо воспитывать с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. Труд - это еще и проявление заботы людей друг о друге. Весь процесс воспитания детей в нашем детский доме организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива; относиться к работе с ответственностью; видеть в ней радость, - что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.
Задачи трудового воспитания:
-формирование у детей положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности,
-развитие познавательного интереса, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике,
-воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и гибкости,
-вооружение детей разнообразными умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда,
-коррекция т реабилитация подростков в современном обществе.
Из личного опыта работы могу сказать, что дети, поступающие в детский дом, как правило, поступают с несформированными трудовыми навыками или с низким уровнем его сформированности. Независимо от возраста работа по трудовому воспитанию начинается с самых азов, навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. При этом используются методы педагогического требования и контроля.
В дальнейшем используются индивидуальные беседы, упражнения и только потом ребенка включаем в коллективную трудовую деятельность. Хотелось бы отметить, что не все дети адекватно реагируют на похвалу со стороны взрослых. Некоторые дети специально стараются вызвать осуждение взрослого, для "якобы" самоутверждения в детском коллективе. Как правило, это свойственно детям с девиантным поведением. В этих случаях лучше всего использовать косвенную похвалу, не обращаясь конкретно к личности ребенка.
Методы трудового воспитания можно условно разделить на несколько групп:
-методы формирования развития личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие)
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации)
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и другие)методы контроля и самоконтроля.
Существует огромное разнообразие видов труда. Из видов труда, используемых в нашем детский доме можно выделить пять групп:
-самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность для этого сделать все необходимое и сделать без требований извне, а из внутренней потребности соблюдать правила гигиены.
-труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде как ни в каком другом сочетаются умственные и волевые усилия.
-ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценивать свои возможности,
-хозяйственно-бытовой труд формирует бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
-профориентация - знакомство детей, учитывая местные условия, с профессиями в промышленности и на транспорте, а также с профессиями социальной сферы, воспитывает уважение к людям труда и потребность трудиться,
-волонтерский труд - воспитывает моральные качества личности.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важнейших факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка под влияние успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в коллективе. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются различные способности, умения и навыки, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В настоящее время труд является равнозначным предметом программы обучения и воспитания
Спортивно-познавательная игра
«По дорогам профессий»
Цель: Через игровые формы ознакомить обучающихся с многообразием
профессий.
Задачи: