Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Выступление на конференции «Представление педагогического опыта по применению игровых технологий в СПО»
Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии, которые являются частью педагогических технологий. Игровые технологии позволяют перевести в интересную, увлекательную форму будничную работу по изучению учебных предметов. Игра издавна использовалась как средство воспитания и обучения детей, но и в настоящее время она не потеряла актуальности как педтехнология, разветвляясь все в новых и новых формах и видах.
Почему на протяжении веков игра остается актуальной как средство обучения?
Игра – это снятие психоэмоционального и умственного перенапряжения, психологический комфорт. В процессе игры активизируются психические познавательные процессы (мышление, внимание, память), повышается мотивация, активизируются и используются в новых ситуациях знания, развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность и волевые качества, обеспечивается творческий подход в обучении. В игре усваиваемый учебный материал проходит через практическое применение, что вносит разнообразие и заинтересованность в процесс обучения.
Игровые педагогические технологии разнообразны и отличаются от собственно игр тем, что в игре четко поставлена цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Включая в процесс обучения игры и игровые моменты, преподаватель всегда должен помнить об их цели и назначении.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве формы урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Они выступают как средство стимулирования учебной деятельности. Их реализация на уроке происходит по таким направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства,
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий в СПО:
1) ролевые и деловые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных групп одной параллели.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры.
В своей педагогической деятельности на предметах «Психология», «Психология общения» использую такие деловые игры, как «Самопрезентация», «Собеседование», «Из конфликта без потерь». Другим примером могут быть пантомимы, когда обучающиеся разыгрывают диалог вдвоем, а остальные должны угадать, что они хотели сказать. Эта игра учит обучающихся владеть своей мимикой, жестами (Тема «Вербальное и невербальное общение»).
Ролевые, деловые игры позволяют смоделировать реальные ситуации, познакомиться с правилами поведения, порядком действий, сформировать в игровой форме приемы поведения, применять их в игровой (конкретной реальной) ситуации, рассмотреть типичные ошибки и многое другое.
Так же использую разнообразные ситуационные игры и игры-упражнения. Например, игра «Почему теряется информация?» (по принципу «испорченного телефона»). Игра вызывает большое оживление у студентов. Она учит выбирать из текста главную информацию (Тема: «Эффективное и неэффективное слушание»); позволяет проанализировать и сделать выводы о факторах потери информации, разработать рекомендации по снижению потерь коммуникации (Тема: «Общение как обмен информацией»). Игра «опиши предмет – назови предмет» (по принципу «угадай, что в мешочке») помогает закрепить суть и отличия психических процессов. Так же использую кинезеологичекие упражнения-игры (изучение способов развития памяти, мышления; в качестве динамических пауз, как элемент здоровьесбережения).
Игра – увлекательнейший процесс обучения. Педагог и сам обучается в игре. Не всегда предсказуем ход и результат игры. Для управления игрой тоже, помимо знаний, нужен навык, который развить можно только принимая участие в игре. Игра помогает педагогу уйти от назидательности, что вызывает естественные эмоции и реакции, создает непринужденную, дружелюбную атмосферу. Поэтому систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты как для обучающихся, так и для педагогов.
Используемые источники:
Климова И. Классификация педагогических технологий – https://pandia.ru/text/77/470/1266-2.php
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий - Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 162 с.
Педагогические технологии – https://ru.wikipedia.org/