Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда
Овчинникова Ирина Алексеевна
учитель специального коррекционного образовательного учреждения
Выступление на конференции «Применение ИКТ в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на компьютере, т. е. быть информационно компетентным. Простого сообщения знаний уже недостаточно. [1]
Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.[1]
Использование интернет ресурсов, таких какigraemsa.ru, teremoc.ru, koshki-mishki.ru, pochemu4ka.ru, iqsha.ru и т.п., можно использовать на всех этапах урока: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, автор статьи совместно с учителем, преподающим курс «Математические представления», определили общие направления работы, одно из них: формирование временных представлений. На уроках «Предметно – практической деятельности» данное направление реализуется через выполнение упражнений по лепке, аппликации, выкладывание мозаики и т.д.
Для этого используется, например, интернет ресурс igraemsa.ru который содержит:
- познавательные игры
Например, «4 сезона года»:необходимо подобрать по четыре картинки для каждого времени года: весны, лета, осени и зимы, для этого надо менять местами карточки так, чтобы в каждом ряду оказались картинки, подходящие по смыслу к указанному сезону года.
- игры на развитие внимания и памяти
Например, «Найди отличия "Осень наступила" 2»: обучающимся предлагаются похожие картинки, на которых нарисована грибная полянка, где изображены мальчик с девочкой; они собрали целую корзинку грибов, нужно найти 7 отличий между картинками.
- игры на логику и развитие мышления
Например, «Сбор урожая»: детям нужно разложить все плоды по корзинкам, в соответствии с заданным цветовым параметром (жёлтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с жёлтой полоской, красный - в красную корзинку и т.д.) Также игра не только поможет развить логическое мышление, но и познакомит с названиями различных плодов, растущими в саду и огороде.
- пазлы, загадки, ребусы по заданной тематике.
Дети учатся самостоятельно, либо с помощью учителя способом «рука в руке», пользоваться компьютерной мышью, захватывать, передвигать предметы на экране, что совершенствует и активизируетучебный процесс, создаетположительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики, развитию сенсорного восприятия, развитию внимания, а также стимулирует познавательную активность.
Презентации к урокам — это наиболее эффективный способ преподавания информации (наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала). [2] Огромная коллекция фонов для презентаций находится на сайте:http://pedsovet.su/. Использование слайдов на уроках предметно – практической деятельности дают более полное представление об изучаемой теме, каждое слово сопровождается точно подобранной картинкой и, если требуется, шумовым эффектом.Использование компьютерной презентации – это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия. [3]Рассмотрим пример реализации данного направления работы (Действия с предметами, материалами, временные представления (день, ночь))на коррекционном занятии «Предметно – практические действия» в 1 дополнительном классе (Таблица 1). Таблица 1
Направление, тема урока:Рассматривание, выбирание картинок «Части суток» (части суток: утро-ночь)
Ход урока
Виды деятельности | Планируемые результаты | Электронные материалы |
Действия учителя | Действия учащихся | 1 группа | 2 группа |
Приветствие, настрой учащихся на работу, организация внимания | Приветствие, правильная посадка за партами | Фиксация взгляда на лице учителя, на экране монитора | Мультимедийная презентация № 1 «Части суток», (Слайд 1) |
Обыгрывается игровой момент (отправляемся на поезде в путешествие) под музыку «Мы едем, едем, едем» | Выстраиваются друг за другом паровозиком за учителем | Предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения | Будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | Мультимедийная презентация № 1 «Части суток», (Слайд 2) |
Показывает картинки, слайды, рассказывает, когда, что, бывает днем. | Смотрят, запоминают | Фиксация взгляда на экране монитора | Мультимедийная презентация № 1 «Части суток», (Слайд 3-7) |
Задает вопросы, что бывает днем | Отвечают (словом, жестом) | Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств | Будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | |
Задает задание, выбрать из предложенных картинок, что делают днем | Выбирают картинки | Создать предпосылки для умения работать с картинным: - выбор одной из множества (2-3) - умение раскладывать в заданной последовательности | Создать предпосылки для привлечения внимания к сюжетным картинкам | |
Физминутка "Фонарики разноцветные" Учитель объясняет условия, правила игры | Повторяют действия за учителем | Предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения | Будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | Мультимедийная презентация № 1 «Части суток», (Слайд 8) |
Показывает картинки, слайды, рассказывает, когда, что, бывает ночью. | Смотрят, запоминают | Фиксация взгляда на экране монитора | Мультимедийная презентация № 1 «Части суток», (Слайд 9 - 12) |
Задает вопросы, что бывает ночью | Отвечают (словом, жестом) | Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств | Будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | |
Задает задание, выбрать из предложенных картинок, что делают ночью | Выбирают картинки | Создать предпосылки для умения работать с картинным материалом: - выбор одной из множества (2-3) - умение раскладывать в заданной последовательности | Создать предпосылки для привлечения внимания к сюжетным картинкам | |
Задает вопросы, что делали на уроке с начала, потом | Отвечают (словом, жестом) | Будет иметь возможность взаимодействовать с учителем с помощью вербальных и невербальных средств | Будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | |
Оценивает каждого учащегося, что удалось, что не удалось | Выбирают с помощью учителя символическую оценку | Создать возможность оценить свой труд | Будет иметь возможность эмоционально реагировать на похвалу | |
Готовых фильмов, содержащих материал к конкретной теме по программе на данный момент пока, нет, для этого приходится скачивать с интернета несколько фильмов (музыки), вырезать из них нужные отрывки, и монтировать их между собой, это можно сделать на сайтах:http://www.mp3cut.ru/ (обрезка, соединение музыки, обрезка видео), http://sdelatvideo.ru/a/skleit-video (соединение видео, конвертирование в любой нужный формат).
Находясь в закрытом учреждении, дети с тяжелыми множественными нарушениями в связи со своими психофизическими особенностями не имеют возможности выходить за пределы детского дома, у них отсутствует опыт знакомства с реальными предметами, объектами окружающего мира, наблюдения за природными явлениями (живой и не живой природы), поэтому использование на уроках аудиофайлов (сопровождающих изображение) со звуками природы и голосами животных помогает создать дополнительные возможности для формирования представлений. Например, формирование временных представлений (день-ночь): картинка день – звуки природы, голоса птиц, животных днем, ночь – звуки ночных животных, ночного леса.
Голоса животных и звуки природы можно взять с сайтов: http://freetone.org/ringtony/golosa_zhivotnyh, https://wav-library.net/animals, https://ringon.ru/novye-zvuki_zhivotnyh и т.п.
В последнее время на уроках чаще стали использоваться музыкальные видео физминутки, дети повторяют движения не только учителя, но и мультипликационных героев. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость, происходит смена деятельности, что хорошо влияет на настрой детей, на дальнейшую работу. Все видео физминутки связаны с темой занятия, с направлением работы на уроке. Готовые виде физминутки можно выбрать и скачать с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=Pbn8YhwWmK8, скачивать видео можно при помощи программы UmmyVideoDownloader 1.7, если видео физминутка большая ее можно обрезать и смонтировать на сайте: http://sdelatvideo.ru/a/skleit-video
Музыкальные пальчиковые гимнастикиЛ.Яртовой, Е и С. Железновых это сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами, что учит концентрировать внимание, развивает память, чувство ритма, помогает воображать, создает эмоциональный благоприятные фон. Музыкальные пальчиковые гимнастики можно скачать с сайтов: http://mixpromo.net/search/, http://lalamus.com/music/.
Цветотерапияна уроках это мультимедийные презентации, плавно меняющиеся картинки заданного цвета, под расслабляющую музыку PolMoria. Спокойная музыка умеренного темпа, снижающая возбуждение, меняется со стабилизирующей музыкой: спокойного характера с акцентами, и с уровнем звучания, помогает снять напряженность, расслабиться. [3] Мультимедийная презентациясоставляется в программе PowerPoint: вначале подбираются картинки заданного цвета (для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР лучше восприятием будет если одна картинка будет на весь экран), задаются параметры показа слайда, далее выставляется время смены картинки, в конце накладывается фоном музыка на протяжении всей презентации.
И хотя использование компьютера в обучении некоторых учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР представляется достаточно трудным, вместе с тем известно, что данная категория учащихся может овладеть элементарными пользовательскими умениями и навыками. Для более успешного обучения компьютерной грамотности можно также использовать ряд вспомогательных технологий, облегчающих учащимся доступ и пользование компьютером. Подходящие и доступные вспомогательные технологии в значительной степени могут повысить автономность учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР, способствовать их социальному развитию и взаимодействию.[4]
Список источников:
1. Рябчук Анна Францевна, учитель-дефектолог
ГУО «Средняя общеобразовательная школа №3 «Информационные технологии в образовании детей с особенностями психофизического развития классов интегрированного обучения общеобразовательной школы».(http://rudocs.exdat.com/docs/index-332208.html)
2. Зубенко Н. П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах. Мозырь: Содействие. 2007.-32 с.
3. ТазиеваГульшатСайфулхановна«Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»(http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2012/11/10/kompyutery-na-urokakh-v-nachalnykh-klassakh-informatsionno)
4. Учебно-методическое пособие «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья» (http://knu.znate.ru/docs/index-409293.html)