СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Профориентация как мотивационный фактор самоопределения и успешной самореализации обучающегося»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Профориентация как мотивационный фактор самоопределения и успешной самореализации обучающегося»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Профориентация как мотивационный фактор самоопределения и успешной самореализации обучающегося»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Маряшина Екатерина Олеговна,

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Профориентация как мотивационный фактор самоопределения и успешной самореализации обучающегося»


Современная система образования дает подрастающему поколению ориентировку во многих вопросах. Но есть жизненно важная задача, для решения которой нужна особая дополнительная подготовка, - задача самостоятельного и сознательного выбора трудового, а значит и жизненного пути.

Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько, правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно – психическое здоровье, радость и счастье.

На современном этапе важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Изменения, происходящие в жизни страны, все яснее обнажают социальные проблемы. Все острее становится необходимость для каждого человека осмысления своей роли, и места в жизни общества, поиска путей профессионального совершенствования, возможностей и умения самому защитить и обеспечить себя, преодолевать суровые испытания современной жизни.


Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества.

Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Прежде всего, это связано с большим количеством профессий, а огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность процесса профессионального определения.


В концепции модернизации Российского образования указывается на воспитание личности творческой, способной к самореализации. В последнее время многое изменилось. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. На современном этапе определены основные требования к общеобразовательным учреждениям. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

В настоящее время общепризнано, что целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы государства. Таким образом, встроенность в систему профильного обучения сельских школьников таких компонентов, как профессиональная ориентация, допрофессиональная и профессиональная подготовка, трудовое обучение и технологическая подготовка обеспечивает профессиональное самоопределение, в том числе в сфере сельского хозяйства.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

В работе учителя технологии особое место занимает сопровождение профессионального самоопределения учащихся. Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. Изменились требования к жизни, ученик должен адаптироваться к этой жизни. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя то, что он хочет или не хочет, но не может. Должно быть призвание, пригодность человека к определенному виду деятельности. Учащийся обязан быть в гармонии со своими способностями, к развитию самостоятельности.

Выбор профессии – это, во-первых, отдельный выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов, эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного решения; во-вторых, не нужно полагать, что это единственный выбор на весь трудовой, жизненный путь, а лучше думать об интересах, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор не будет роковым, если приложить ум и волю. Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.


В нашей школе несколько лет велся элективный курс в 9 кл. по проф.ориентации «Профессиональное самоопределение. Мой выбор», который раскрывает секреты выбора профессии, раскрывает подростку его внутренний мир: характер, волю, интеллект, эмоции и другие качества личности, знание которых, прежде всего, необходимо в выборе профессии. Изучение собственного «Я» помогает подросткам понять себя. Всесторонне и обьективно оценить личные запросы и потребности, определить те качества, которые предстоит сформировать для того, чтобы добиться успеха.

Со школьниками среднего и старшего звена постоянно проводится диагностика, которая помогает им изучить качества своей личности, выявить интересы, способности и склонности к той или иной профессии. По результатам ведется разъяснительная работа, обсуждение результатов, как с учащимися, так и с классным руководителем и их родителями. Проводятся индивидуальные и групповые консультации, профессиональное просвещение, включающее в себя проф.информацию, проф.пропаганду и проф.агитацию.

Целенаправленная работа по формированию профессионального самосознания ребенка ведется с начальных классов в форме практических мероприятий, таких как: КВН, стенгазета о профессиях, конкурсы рисунков и стихов о профессиях, чтение книг и сюжетно – ролевые игры. В средних и старших классах добавляются экскурсии на предприятии и учебные заведения. Когда у подростка, сформирована база теоретических знаний о мире профессий, знание своих личностных качеств, интересов и способностей, возникает необходимость проектной деятельности.

Деятельность ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога - психолога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные и т.д.).

Создание ситуации успеха – основа для проявления активности ученика, его мотивированного обучения. Дети начинают осознанно изучать определенные предметы и добывать дополнительные знания. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость задания. Подростки чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом, то их ожидает успех.

Итак, подрастающее поколение знакомится с огромным многообразием мира профессий, узнает об особенностях психологического анализа труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Все это будет способствовать тому, что подростки сделают верный жизненный и профессиональный выбор и станут свободными, независимыми и счастливыми.

У учителей Технологии большие возможности для профориентационной работы со школьниками, для их воспитания и разностороннего развития. В образовательной области Технология имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.

При проведении практических работ в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а так же при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной профессии. Необходимо отметить, что профориентация будет намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко спланирован, организован и продуктивен.

В соответствии с содержанием программ образовательной области «Технология» в содержание календарно-тематического плана и конспекты уроков необходимо включать овладение определенным объемом общетрудовых и профессиографических сведений (название профессий, описание результатов профессиональной деятельности людей, связанных с обработкой используемых учащимися материалов, инструментами, владение специальными умениями и т.д.)

В ходе изучения теоретического материала, выполнения практических работ на уроках технологии школьники знакомятся с содержанием и условиями труда по ряду профессий. Использовать такую информацию можно во время вводного и текущего инструктажей, предусмотреть в инструкциях и технологических картах. Вот почему, готовясь к занятиям, учитель в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Исходить при этом надо прежде всего из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. Объем и сложность профориентационных сведений год от года возрастают.

Необходимо донести до учащихся мысль о возможности творческого характера труда в любой профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания многих известных ученых, изобретателей, новаторов о том, что их жизненный путь начинался с учебы в профтехучилище, техникуме, с работы на заводе, фабрике, мастерской. Используя местный материал, рекомендуется привести интересные сведения о лучших работниках окружающих производств и хозяйств. Сведения о профессиях целесообразно сообщать и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.


Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии.

Так, например, при изучении раздела «Материаловедение» в 5 классе учащиеся узнают, что процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Изготавливают ткань путем переплетения нитей на ткацких станках, на которых работают ткачи. При изучении темы «Моделирование юбок» учащимся сообщается, что изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняются путем моделирования. Это разработка эскизного проекта изделия с изготовлением его образца. Занимается моделированием одежды художник-модельер. Он должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела. Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполнит швейные операции. При изучении раздела программы «Растениеводство» учащиеся знакомятся с профессиями сельского хозяйства: это овощевод, садовод, механизатор, ландшафтный дизайнер и многие другие.

На занятиях курса “Профессиональное самоопределение” учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают профессиональные интересы и склонности с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник”. С помощью теста Айзенка и “Быстрый счет” определяют свои математические способности и уровень интеллектуального развития. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того, школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.

Нужно отнестись к про­цессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа много делает в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология, лите­ратура или технология, ученики знакомятся с содержанием самых разных про­фессий. Кроме того, в школе проводится большая работа по профориентации в которой задействованы учителя предметники, классные руководители, администрация школы.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование» действует Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» – уникальная площадка для обмена профессиональным опытом функционирует с 2016 года.

В рамках форума продемонстрированы лучшие педагогические практики и образовательные технологии в области профориентации.

Портал «ПроеКТОриЯ» направлен на помощь школьникам в поиске профессионального пути и выборе своего призвания.

- Какие профессии сейчас наиболее актуальны и востребованы?

- В каком вузе будет комфортно развиваться в выбранной отрасли?

- Какие предприятия работают по перспективным направлениям, и чем может быть им интересен школьник?

На эти основные вопросы отвечает портал «ПроеКТОриЯ» В рамках данного проекта проводится цикл Всероссийских открытых уроков «ПроеКТОриЯ» для обучающихся 8–11-х классов.

Открытые уроки – образовательный формат, нацеленный на формирование у старшеклассников навыков профессионального самоопределения. Уроки проходят в режиме онлайн на портале «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online) в интерактивном формате в виде дискуссий и игровых практик от ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров.

Так же хотелось упомянуть еще об одном проекте. Это - Российский образовательный проект “Атлас Новых Профессий” детально описывает все предстоящие изменения.

Атлас Новых Профессий создан для того, чтобы новое рабочее поколение смогло правильно и рационально развивать навыки для необходимой адаптации в будущем. По их прогнозам 34 отрасли пройдут через крайне радикальные перемены, что послужит созданию новых профессий и исчезновению старых.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!