СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Развитие мышления у учащихся с помощью проектной деятельности на уроках столярного дела»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Развитие мышления у учащихся с помощью проектной деятельности на уроках столярного дела»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Развитие мышления у учащихся с помощью проектной деятельности на уроках столярного дела»»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда


учитель



АНИСИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Выступление на конференции «Развитие мышления у учащихся с помощью проектной деятельности на уроках столярного дела»


Одним из важнейших направлений, в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития, является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.
Обучающиеся коррекционной школы VIII вида, обучаются профессиям, в основе которых лежит ручной труд.
Проектная деятельность помогает решению задач по развитию личности, формированию у учащихся практических трудовых навыков, созданию на занятиях возможностей для творческого развития учащихся, воспитанию этического вкуса и творческой активности, самостоятельности, коллективизма, самоконтроля.
Проектная деятельность раскрывает перед учащимися разные виды практической работы с древесиной, приемы работы столярными инструментами.
В процессе занятий формируются трудовые навыки, учащиеся достигают определенного трудового мастерства, которое позволяет им делать красивые, эстетично оформленные, нужные вещи.
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они смогут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступный и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Атмосфера радости, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
Формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
Сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой учащихся;
Созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
Дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
Использованию методов, активизирующих учебный процесс;
Цели, задачи проектной деятельности:

Образовательные задачи: развитие знаний, умений, навыков при выполнении столярных работ, учить применять на практике знания, полученные на уроке, учить пользоваться технологической картой, расширить знания учащихся путем знакомства с новым материалом.
Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие связанной речи через ответы на вопросы учителя, составление плана работы, анализ выполненной работы, применение специальной терминологии, коррекция и развитие памяти при фронтальном опросе учащихся, коррекция и развитие зрительного восприятия (сравнение образца работы учителя и работы ученика, образцов материала). Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы, коррекция и развитие навыков самоконтроля при выполнении задания.
Воспитательные задачи: воспитать умению самостоятельного ориентирования в здании, воспитать учащегося ответственно относиться к заданию, воспитать навыки по правильному хранению, использованию инвентаря, материалов, спец. одежды, воспитать соблюдать правила личной гигиены, воспитать соблюдать правила ОТ.
Задачи:
Развивать у учащихся творческое воображение, внимание, мышление, зрительную память.
Формировать у учащихся основы столярного дела.
Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к работе.
Воспитывать аккуратность, ответственность, самостоятельность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.
Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Проектная деятельность обусловлена еще и тем, что она позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которые соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Осуществление проектной деятельности требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
Подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
Интерес школьников к проблеме;
Практическая направленность и значимость проекта;
Практическая осуществимость проекта.
Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
Возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
Соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
Наличие необходимых материально-технических средств;
Соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
Обеспечение безопасных условий труда;
Применение природных материалов и отходов производства;
Рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектной деятельности играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Проектная деятельность в трудовом обучении реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функцию организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектная деятельность в обучении на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Проектная деятельность формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся работать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!