Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высококолковская средняя школа», МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области
Рахматулина Ирина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие интереса к чтению как одно из условий становления духовного мира школьников»
Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Объект исследования - чтение школьников.
Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.
В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.
Роль школьной библиотеки в развитии читательской культуры обучающихся.
Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви
к книге и воспитание культуры чтения. Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы
с ней; умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой информации.
Основные функции школьной библиотеки:
Информационная— предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
Культурологическая— организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Задачи проекта:
Выявить наличие или отсутствие интереса у школьников к чтению.
Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.
Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.
Этапы реализации проекта:
Диагностический (анкетирование учащихся , статистическая обработка и анализ данных о проведении техники чтения ).
Создание условий для побуждения детей к чтению.
Развитие интереса к чтению учащихся школы через урочную и внеклассную деятельность.
План реализации:
Привитие интереса к чтению на уроках русского языка и литературы через применение :
личного примера учителя при прочтении произведений, так как учитель и ученик занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей - возникнет резонанс;
чтение на уроках вслух выразительно и с явным удовольствием;
проведение читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча).
Развитие интереса к чтению во внеурочное время:
-занятие исследовательской и проектной работой;
- проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;
- применение внеурочных форм познавательной деятельности (конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);
- посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.
-торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);
-участие в конкурсах сочинений разного уровня с публикацией сборников;
- встречи учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.
Ожидаемые результаты:
использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;
изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интерес к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся. В результате чего повышается уровень общей успеваемости по всем предметам учебно-образовательной программы.
Шаги исследователя:
Этап 1. Проводим анкетирование школьников.
На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников.
Варианты вопросов для форума:
1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему?
2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам?
3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?
4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете?
5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?
Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.
Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.
Данные выводы подтвердили обозначенную выше проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.
Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.
План мероприятий:
Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.
Литературный брейн-ринг (между классами).
Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.
Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.
Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).
Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».
Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.
Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.
Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.
Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.
Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.
ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения
анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».
Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________
1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________
__________________________________________________________________
3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________
______________________________________________________________________________
5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________
______________________________________________________________________
6.Какие произведения тебе нравится читать: рассказы, романы, или стихи? _____________________________________________________
7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь
___________________________________________________________________________
8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________
_____________________________________________________________
9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________
_________________________________________________________________________
10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________
___________________________________________________________________________
11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________
______________________________________________________________________
12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________
В рамках реализации данного проекта необходимо особое внимание уделить работе с детьми-мигрантами.
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Д ЕТЕЙ-МИГРАНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Актуальность проблемы поиска эффективных средств и методов педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена быстрым ростом числа мигрантов в России, что обусловлено мировыми тенденциями миграционных процессов. Появление вынужденных переселенцев, беженцев обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Особенные трудности переживают дети-мигранты, обучающиеся в российских школах. Слабое знание русского языка, культуры, традиций усложняют процесс социально-психологической адаптации ребенка, попадающего в новый для него школьный коллектив.
Для успешной социально-психологической адаптации детей-мигрантов в российской школе необходимо создавать воспитательную и образовательную среду в условиях дифференциации детей по разным признакам (учитывая их возраст, интересы, знание языка), а также создание микрогрупп, в которые входят как дети-мигранты, так и российские дети. Создание особой образовательно-воспитательной среды способствует формированию у детей-мигрантов представлений о традициях, нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу культуры России и развитие чувства своей сопричастности к ним. Более тесное общение детей-мигрантов с российскими сверстниками в рамках проведения занятий поможет развить и укрепить навыки владения русским языком в общении, устной и письменной речи.
Ведущие ключевые идеи.
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
Создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.