СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие интереса к чтению как одно из условий становления духовного мира школьников»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие интереса к чтению как одно из условий становления духовного мира школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие интереса к чтению как одно из условий становления духовного мира школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высококолковская средняя школа», МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области


Рахматулина Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы



Выступление на конференции «Результаты реализации педагогического проекта «Развитие интереса к чтению как одно из условий становления духовного мира школьников»


Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать  читателя, который на основе классической литературы  впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Объект исследования - чтение  школьников.

Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

Роль школьной библиотеки в развитии читательской культуры обучающихся.

Основной  задачей  школьной  библиотеки  является  привитие  любви  

к книге и воспитание культуры чтения. Культура  чтения – это умение ориентироваться  в  книжном  мире, быстро  и  продуктивно  усваивать содержание  книг; совокупность  интереса  и  любви  к  книге, широкого знакомства с литературой, специальных  знаний о  книге и способах работы

 с ней;  умение читать книгу с максимальной  пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой информации. 

Основные функции школьной библиотеки:

Информационная— предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

Культурологическая— организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы  и в образовательных программах по предметам.

Задачи проекта:

Выявить  наличие  или отсутствие  интереса у школьников  к чтению.

Создать условия  для  формирования  активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.

Организовать работу школьников  по развитию  интереса  к чтению.

Практическая  значимость  проекта  состоит  в том, что развитие потребности в чтении  позволяет превращать учебный  процесс в учебно-исследовательский  с постоянными  элементами развития культуры  чтения.

Этапы реализации проекта:

Диагностический (анкетирование учащихся , статистическая обработка и анализ данных о проведении техники чтения ).

Создание  условий  для  побуждения   детей  к чтению.

Развитие  интереса  к чтению  учащихся школы через урочную и внеклассную деятельность.

План  реализации:

Привитие интереса к чтению  на уроках русского языка и литературы через применение :

личного  примера  учителя  при  прочтении  произведений, так как учитель и ученик занимают  позицию “старшего” и “младшего” читателей -   возникнет резонанс;

чтение  на уроках  вслух  выразительно и с явным удовольствием;

проведение читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча).

Развитие  интереса к чтению во внеурочное  время:

 -занятие исследовательской  и проектной работой;

- проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;

- применение внеурочных  форм  познавательной деятельности (конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);

- посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.

-торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения  конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);

 -участие в конкурсах  сочинений разного уровня  с публикацией сборников;

- встречи  учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.

Ожидаемые результаты:

использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;

 изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы  сверх программы будет способствовать  формированию читательского  вкуса;

читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж  в глазах одноклассников;

реализация  проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интерес к чтению, сформировать понимание у младших школьников  важности чтения в образовании для каждого человека;

личностные  качества  учителя  и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

Целенаправленное  развитие  читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся. В результате чего повышается уровень общей успеваемости по всем предметам учебно-образовательной программы.

Шаги  исследователя:

Этап 1. Проводим анкетирование школьников.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников.

 Варианты вопросов для форума: 

1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему?

 2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам?

 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?

 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете?

 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную выше проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.

Литературный брейн-ринг (между классами).

Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.

Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.

Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).

Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».

Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.

Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.

ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения

анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».

Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________

1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________

__________________________________________________________________

3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________

______________________________________________________________________________

5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________

______________________________________________________________________

6.Какие произведения тебе нравится читать: рассказы, романы, или стихи? _____________________________________________________

7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь

___________________________________________________________________________

8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________

_____________________________________________________________

9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________

_________________________________________________________________________

10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________

___________________________________________________________________________

11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________

______________________________________________________________________

12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________

В рамках  реализации  данного  проекта  необходимо  особое  внимание уделить  работе с детьми-мигрантами.

ОБУЧЕНИЕ  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  Д ЕТЕЙ-МИГРАНТОВ  КАК  ОДИН  ИЗ ФАКТОРОВ  УСПЕШНОЙ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

 Актуальность проблемы поиска эффективных средств и методов педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена быстрым ростом числа мигрантов в России, что обусловлено мировыми тенденциями миграционных процессов. Появление вынужденных переселенцев, беженцев обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Особенные трудности переживают дети-мигранты, обучающиеся в российских школах. Слабое знание русского языка, культуры, традиций усложняют процесс социально-психологической адаптации ребенка, попадающего в новый для него школьный коллектив.

Для успешной социально-психологической адаптации детей-мигрантов  в  российской школе необходимо создавать воспитательную и образовательную среду в условиях дифференциации детей по разным признакам (учитывая их возраст, интересы, знание языка), а также создание микрогрупп, в которые входят как дети-мигранты, так и российские дети. Создание особой образовательно-воспитательной среды способствует формированию у детей-мигрантов представлений о традициях, нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу культуры России и развитие чувства своей сопричастности к ним. Более тесное общение детей-мигрантов с российскими сверстниками в рамках проведения занятий  поможет развить и укрепить навыки владения русским языком в общении, устной и письменной речи. 


Ведущие ключевые идеи.

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;

Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;

Создавать у детей  запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;

 Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!