Обзор темы « Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»
Сегодня на уроке: Ты узнаешь о сказочных и мифологических элементах в литературе; ответишь на вопросы теста; напишешь о любимом мифическом герое; выразительно прочтешь «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева; подберешь к стихотворению иллюстрации и выучишь его наизусть.
Рус.лит. 4 четверть. Урок 1. Класс 6. Дата: 01.04.
ТЕМА: Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях
Прочитать!!! Мифологические представления нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе разных народов, они сыграли большую роль в происхождении многих литературных сюжетов. Мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всем протяжении ее истории. Непосредственно из мифов выросли волшебные сказки и сказки о животных.
Античная мифология, культура древних греков и римлян оказывала и продолжает оказывать воздействие на общий процесс развития европейской и мировой культуры. Античной литературой и театром были созданы шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры и являющиеся частью современной жизни.
Европейские писатели и поэты-романтики, композиторы, художники стали черпать вдохновение и в мифах собственных народов: кельтов, викингов, славян. К примеру, в творчестве русских писателей широко отражены представители низшей мифологии, различные духи природы: домовые, лешие, водяные, русалки.
Своеобразие русской культуры XIX века в том, что она проявляла большой интерес к национальному фольклору и славянской мифологии. Они послужили источником вдохновения для многих русских художников – живописцев, поэтов, композиторов, драматургов. В качестве примера произведений литературы и искусства, основанных на мифологических и сказочных сюжетах, можно привести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, пьесу-сказку «Снегурочка» А.Н.Островского, одноименную оперу H.A. Римского-Корсакова, цикл картин на сюжеты русских сказок В.М.Васнецова и многие другие.
Использовал мифологические элементы в своей поэзии и А.С.Пушкин. Все его сказочные поэмы связаны с мифологическими традициями. Например, поэма «Руслан и Людмила» – это стихотворное изложение лубочной повести «О Еруслане Лазаревиче», а «Сказка о царе Салтане…» – целое собрание мифологических персонажей и сюжетов древних славян: лукоморье, Черномор, Мировое дерево, остров Буян – все это стержневые образы славянской мифологии. В творчестве М.Ю.Лермонтова нашел отражение образ мифической русалки.
Нельзя не отметить влияние мифологических и сказочных элементов и на более позднюю литературу. В ХХ веке к мифологическим и сказочным персонажам обращались поэты Серебряного века, русские писатели недавнего прошлого. Например, Б.Л.Пастернак, Л.Н.Андреев, М.А.Булгаков переосмысливали в своем творчестве библейские мифы, а поэты К.Н.Бальмонт и Е.В.Курдаков обращались к персонажам низшей мифологии. Таким образом, в русской литературе можно наблюдать довольно частое использование для выражения авторской мысли мифологических и сказочных элементов, несущих нравственный и воспитательный посыл.
Пройдите тест!!!
А.
1. Мифологические элементы нашли свое отражение:
Выбери верный ответ.
в истории
в музыке
в литературе
2. Из мифов выросли сказки:
Выбери верный ответ.
бытовые и волшебные
о животных и волшебные
бытовые и о животных
3. В творчестве русских писателей широко используются представители:
высшей мифологии
низшей мифологии
римской мифологии
4. В чем заключалось своеобразие русской литературы XIX века?
Выбери верный ответ.
Основывалась на западноевропейской культуре.
Использовала элементы тюркской мифологии.
Проявляла интерес к национальному фольклору и славянской мифологии.
5. А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изложил фольклорную повесть:
Выбери верный ответ.
«О Еруслане Лазаревиче»
«О царе Салтане»
«О лукоморье»
Проверить ответ
6. В творчестве
М.Ю. Лермонтова отражен образ:
Выбери верный ответ.
Б.
Почему в литературе авторы довольно часто использовали мифологические и сказочные элементы?
В.
Прочитай отрывок из стихотворения З. Гиппиус. Мифологический или сказочный образ использует поэтесса? Докажи.
Мостки есть в саду, на пруду, в камышах.
Там, под вечер как-то гуляя,
Я видел русалку. Сидит на мостках –
Вся нежная, робкая, злая.
Я ближе подкрался. Но хрустнул сучок –
Она обернулась несмело,
В комочек вся съежилась, сжалась; прыжок –
И пеной растаяла белой.
Поэтесса использует образ, так как
Проверить ответ
Г. Придумай три вопроса к прочитанному тексту и запиши их в тетрадь.
Д.В тексте прозвучала мысль, что мифы и сказки имеют нравственный, воспитательный характер. Ты уже знаком
с мифами о Геракле, Актеоне, Дедале и Икаре, прочитал сказочную повесть Н.В. Гоголя. Чему учат эти произведения? Оцени их воспитательное значение.
Творческое задание
Какой у тебя любимый мифологический или сказочный образ? В каких авторских произведениях он упоминался? Использовался ли этот образ в кинематографе? Расскажи о нем в небольшом сочинении.
Маркировочная таблица «ЗУХ»
Что нового ты узнал из прочитанного текста? Заполни таблицу.
Знаю | Узнал новое | Хочу знать подробнее |
| | |
Текст. Текст? Текст!
Прочитай текст и стихотворение. Они созвучны с темой урока? Как? Озаглавь текст.
Русский поэт XIX века Ф.И. Тютчев воспринимал природу как божество, как разумное начало. Введение мифологических образов в собственные произведения позволяло автору передать свое видение природы, живущей по божественным законам гармонии. Например, в стихотворении «Весенняя гроза» автор упоминает древнегреческих богов из античной мифологии – громовержца Зевса и вечно юную Гебу. Стихотворение в целом воссоздает атмосферу праздника, природного ликования, и последняя строфа, рисующая смеющуюся Гебу, подчеркивает это настроение.
Ф. Тютчев
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Оцениваем по критериям
Выразительно прочитай стихотворение Ф.И.Тютчева. Попроси кого- нибудь из домашних оценить твое чтение по критериям, предложенным в таблице.
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Сила голоса | Сила голоса менялась со сменой сюжетных линий. | Не всегда изменялась сила голоса. | Монотонное чтение. |
Логические паузы | Соблюдались логические паузы. | Есть неточности в соблюдении логических пауз. | Много ошибок при определении логических пауз. |
Темп чтения | Сменялся темп чтения. | Есть ошибки в подборе темпа. | Во время чтения темп не менялся. |
Домашнее задание: Подбери иллюстрации к каждому четверостишию стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Выучи стихотворение наизусть.