СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции Школы цифрового века- 2021. Тема "О программе курса по выбору "Академическая речь. Основы академической речи "для обучающихся 10-11 классов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции Школы цифрового века- 2021. Тема "О программе курса по выбору "Академическая речь. Основы академической речи "для обучающихся 10-11 классов.»

Обзор темы « Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»

Сегодня на уроке: Ты узнаешь о сказочных и мифологических элементах в литературе; ответишь на вопросы теста; напишешь о любимом мифическом герое; выразительно прочтешь «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева; подберешь к стихотворению иллюстрации и выучишь его наизусть.

Рус.лит. 4 четверть. Урок 1. Класс 6. Дата: 01.04.

ТЕМА: Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях


  Прочитать!!! Мифологические представления нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе разных народов, они сыграли большую роль в происхождении многих литературных сюжетов. Мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всем протяжении ее истории. Непосредственно из мифов выросли волшебные сказки и сказки о животных.
   ​Античная мифология, культура древних греков и римлян оказывала и продолжает оказывать воздействие на общий процесс развития европейской и мировой культуры. Античной литературой и театром были созданы шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры и являющиеся частью современной жизни.
   ​Европейские писатели и поэты-романтики, композиторы, художники стали черпать вдохновение и в мифах собственных народов: кельтов, викингов, славян. К примеру, в творчестве русских писателей широко отражены представители низшей мифологии, различные духи природы: домовые, лешие, водяные, русалки.
   ​Своеобразие русской культуры XIX века в том, что она проявляла большой интерес к национальному фольклору и славянской мифологии. Они послужили источником вдохновения для многих русских художников – живописцев, поэтов, композиторов, драматургов. В качестве примера произведений литературы и искусства, основанных на мифологических и сказочных сюжетах, можно привести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, пьесу-сказку «Снегурочка» А.Н.Островского, одноименную оперу H.A. Римского-Корсакова, цикл картин на сюжеты русских сказок В.М.Васнецова и многие другие.
   ​Использовал мифологические элементы в своей поэзии и А.С.Пушкин. Все его сказочные поэмы связаны с мифологическими традициями. Например, поэма «Руслан и Людмила» – это стихотворное изложение лубочной повести «О Еруслане Лазаревиче», а «Сказка о царе Салтане…» – целое собрание мифологических персонажей и сюжетов древних славян: лукоморье, Черномор, Мировое дерево, остров Буян – все это стержневые образы славянской мифологии. В творчестве М.Ю.Лермонтова нашел отражение образ мифической русалки.
   ​Нельзя не отметить влияние мифологических и сказочных элементов и на более позднюю литературу. В ХХ веке к мифологическим и сказочным персонажам обращались поэты Серебряного века, русские писатели недавнего прошлого. Например, Б.Л.Пастернак, Л.Н.Андреев, М.А.Булгаков переосмысливали в своем творчестве библейские мифы, а поэты К.Н.Бальмонт и Е.В.Курдаков обращались к персонажам низшей мифологии. Таким образом, в русской литературе можно наблюдать довольно частое использование для выражения авторской мысли мифологических и сказочных элементов, несущих нравственный и воспитательный посыл.

Пройдите тест!!!

А.

1. Мифологические элементы нашли свое отражение:

Выбери верный ответ.

  • в истории

  • в музыке

  • в литературе

2. Из мифов выросли сказки:

Выбери верный ответ.

  • бытовые и волшебные

  • о животных и волшебные

  • бытовые и о животных

3. В творчестве русских писателей широко используются представители:

  • высшей мифологии

  • низшей мифологии

  • римской мифологии



4. В чем заключалось своеобразие русской литературы XIX века?

Выбери верный ответ.

  • Основывалась на западноевропейской культуре.

  • Использовала элементы тюркской мифологии.

  • Проявляла интерес к национальному фольклору и славянской мифологии.



5. А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изложил фольклорную повесть:

Выбери верный ответ.

  • «О Еруслане Лазаревиче»

  • «О царе Салтане»

  • «О лукоморье»

Проверить ответ

6. В творчестве
М.Ю. Лермонтова отражен образ:

Выбери верный ответ.

  • домового

  • русалки

  • лешего

Б.

Почему в литературе авторы довольно часто использовали мифологические и сказочные элементы?



В.

Прочитай отрывок из стихотворения З. Гиппиус. Мифологический или сказочный образ использует поэтесса? Докажи.

Мостки есть в саду, на пруду, в камышах.
Там, под вечер как-то гуляя,
Я видел русалку. Сидит на мостках –
Вся нежная, робкая, злая.
Я ближе подкрался. Но хрустнул сучок –
Она обернулась несмело,
В комочек вся съежилась, сжалась; прыжок –
И пеной растаяла белой.

Поэтесса использует     образ, так как 

Проверить ответ

Г. Придумай три вопроса к прочитанному тексту и запиши их в тетрадь.



Д.В тексте прозвучала мысль, что мифы и сказки имеют нравственный, воспитательный характер. Ты уже знаком
с мифами о Геракле, Актеоне, Дедале и Икаре, прочитал сказочную повесть Н.В. Гоголя. Чему учат эти произведения? Оцени их воспитательное значение.

Творческое задание 

Какой у тебя любимый мифологический или сказочный образ? В каких авторских произведениях он упоминался? Использовался ли этот образ в кинематографе? Расскажи о нем в небольшом сочинении.

Маркировочная таблица «ЗУХ»

Что нового ты узнал из прочитанного текста? Заполни таблицу.

Знаю

Узнал новое

Хочу знать подробнее




Текст. Текст? Текст!

Прочитай текст и стихотворение. Они созвучны с темой урока? Как? Озаглавь текст.

Русский поэт XIX века Ф.И. Тютчев воспринимал природу как божество, как разумное начало. Введение мифологических образов в собственные произведения позволяло автору передать свое видение природы, живущей по божественным законам гармонии. Например, в стихотворении «Весенняя гроза» автор упоминает древнегреческих богов из античной мифологии – громовержца Зевса и вечно юную Гебу. Стихотворение в целом воссоздает атмосферу праздника, природного ликования, и последняя строфа, рисующая смеющуюся Гебу, подчеркивает это настроение.

Ф. Тютчев

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
​Когда весенний первый гром,
​Как бы резвяся и играя,
​Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
​Вот дождик брызнул, пыль летит,
​Повисли перлы дождевые,
​И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
​В лесу не молкнет птичий гам,
​И гам лесной и шум нагорный –
​Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
​Кормя Зевесова орла,
​Громокипящий кубок с неба,
​Смеясь, на землю пролила.

Оцениваем по критериям

Выразительно прочитай стихотворение Ф.И.Тютчева. Попроси кого- нибудь из домашних оценить твое чтение по критериям, предложенным в таблице.

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сила голоса

Сила голоса менялась со сменой сюжетных линий.

Не всегда изменялась сила голоса.

Монотонное чтение.

Логические паузы

Соблюдались логические паузы.

Есть неточности в соблюдении логических пауз.

Много ошибок при определении логических пауз.

Темп чтения

Сменялся темп чтения.

Есть ошибки в подборе темпа.

Во время чтения темп не менялся.

Домашнее задание: Подбери иллюстрации к каждому четверостишию стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Выучи стихотворение наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!