СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговой деятельности в условиях образовательной организации"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговой деятельности в условиях образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции "Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговой деятельности в условиях образовательной организации"»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщение опята работы по теме «Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговой деятельности в условиях образовательной организации»


Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория населения, имеющая те же потребности, что и их здоровые сверстники, однако для осуществления этих потребностей требуются специально созданные условия. Для многих из них рано или поздно возникает проблема восстановления духовных и физических сил, возвращения к активной полноценной жизни.

Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным рекреативным потенциалом. Именно это обстоятельство актуализирует необходимость изучения и использования культурно-досуговой деятельности в решении проблем социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 3

Актуальность проблемы определяется следующими факторами:

- наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц имеющих признаки ограничения жизнедеятельности - на сегодняшний день в Димитровграде насчитывается 473 семьи с детьми-инвалидами, в том числе 317 с детьми школьного возраста. Подавляющее большинство среди детей с инвалидностью - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Среди детей с ограниченными возможностями здоровья имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной, инвалидности. С другой стороны специалисты отмечают, что при проведении регулярной реабилитационной работы многие их них показывают значительный прогресс;

- несовершенством современной системы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья при всем многообразии учреждений и организаций, деятельность которых направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, основная часть последних направлена на медицинскую реабилитацию;

- неготовностью общества здоровых сверстников принять детей с ограниченными физическими возможностями как равноправных членов социума.


Слайд 4

Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Социально-психологическая основа реабилитации, следовательно, может быть определена как сочетание психических свойств, процессов и качеств, способствующих освоению детьми социального опыта. Таким образом, оптимальным образом организованный досуг может стать реальным инструментом в преодолении коммуникативных барьеров между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их здоровыми сверстниками.


Слайд 5

Цель исследования – определить наличие и характер влияния культурно-досуговых мероприятий в рамках внеурочной деятельности на оптимизацию социально-психологических показателей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.


Слайд 6

Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.

С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:

- отдых (активный и пассивный);

- развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

- праздники (народные и фольклорные, государственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);

- самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);

- творчество.

- игра – один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.


Слайд 7

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области» . С года основания школы (1951 год) наряду с нормотипичными детьми ее посещают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Разработана и реализуется программа культурно-досуговой деятельности, в мероприятиях которой принимают участие все учащиеся школы без исключения.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.


Слайд 8

В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований. Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.

Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты.

В рамка воспитательной системы школы реализуется блок «Я и мой досуг», который направлен на создание условий для организации и проведения досугового времени учащихся школы посредством организации занятий по интересам.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области кистей рук.

В течение всей учебной недели учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность посещать кружок мягкой игрушки, студию оригами, вокальную студию, получают азы работы на компьютере, занимаются ритмикой и английским языком. Таким образом, ребята с первых школьных дней привыкают к активной «послешкольной» жизни. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, – это итог совместной деятельности с педагогом-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, сотрудничество в реальных контактах со сверстниками.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. Таким образом, школа делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Слайд 9

Для исследования влияния культурно-досуговой деятельности на показатели социально-психологической реабилитации нами были выбраны следующие методики:

- методика определения уровня тревожности,

- опросник «Уровень субъективного контроля»,

- методика «Определение уровня нервно-психической устойчивости»,

- методика Дембо-Рубинштейна «Уровень самооценки и притязаний».

Проведенное исследование показало, что исследуемые социально-психологические показатели учащихся с ограниченными возможностями здоровья, прошедших через систему культурно-досуговых мероприятий в 2017-2018 учебном году, отличаются от социально-психологических показателей детей, не принимавших участие в данной деятельности, следующими особенностями личности и поведения:

- более нормативной самооценкой;

- более высокой способностью переносить высокие психологические нагрузки и адекватно действовать в экстремальной ситуации;

- легкой адаптацией к новым условиям, к деятельности;

- достаточно легкой и адекватной ориентировке в ситуации;

- высоким уровнем ответственности за собственную жизнь.


Слайд 10

Таким образом, гипотеза о том, что организация культурно-досуговой деятельности в рамках инклюзивного (включающего в себя детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей) коллектива влияет на нормализацию самооценки, эмоционального состояния, оптимизирует личностные показатели детей с ОВЗ.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!