СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Влияние эмоционального выгорания педагогов на индивидуальный стиль педагогической деятельности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции "Влияние эмоционального выгорания педагогов на индивидуальный стиль педагогической деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции "Влияние эмоционального выгорания педагогов на индивидуальный стиль педагогической деятельности"»

Алегина Е.М.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области», Россия, г.Димитровград


Alekhina E. M.

Municipal budget educational institution "secondary school №17 named after Lieutenant General V. M. Badanov of the city of Dimitrovgrad, Ulyanovsk region", Russia, Dimitrovgrad


Влияние эмоционального выгорания педагогов на индивидуальный стиль педагогической деятельности


Influence of emotional burnout of teachers on individual style of pedagogical activity


Аннотация: в статье приведены результаты экспериментального исследования влияния эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения на индивидуальный стиль педагогической деятельности. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на эмоциональное выгорание влияет стиль педагогической деятельности, в частности использование эмоционально-импровизационного стиля, ориентации на себя, в также использование стратегии соперничество в конфликтных ситуациях способствует развитию эмоционального выгорания; использование эмоционально-методического, рассуждающее-импровизационного стилей, а также использование стратегии сотрудничество понижают риск эмоционального выгорания.

Abstract: the article presents the results of an experimental study of the influence of emotional burnout of teachers of educational institutions on the individual style of teaching. The results obtained in the course of the study confirm the hypothesis that emotional burnout is influenced by the style of pedagogical activity, in particular the use of emotional-improvisational style, self-orientation, as well as the use of rivalry strategy in conflict situations contributes to the development of emotional burnout; the use of emotional-methodical, reasoning-improvisational styles, as the use of cooperation strategy reduces the risk of emotional burnout.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стиль педагогической деятельности, направленность личности, стиль поведения в конфликтной ситуации.

Key words: emotional burnout, style of pedagogical activity, orientation of the personality, style of behavior in a conflict situation.

Современная система образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Однако до сих пор не до конца разработана теоретико-методическая база подготовки педагога для работы в новых условиях. Несогласованность теоретических основ, целей, задач, содержания, организации и методического обеспечения подготовки педагога приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования. Данная проблема обуславливает цель исследования: изучить особенности влияния синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) на индивидуальный стиль педагогической деятельности педагогов.

Исследование взаимосвязи сформированности синдрома эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности показало, что для профессиональной деятельности педагогов с несформированным СЭВ характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, поэтапная отработка всего учебного материала, отслеживание уровня знаний всех воспитанников (эмоционально-методический стиль). В группе педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания проявляется консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, наличествует слабая обратная связь с учащимися, редко проводятся коллективные обсуждения изучаемого материала (эмоционально-импровизационный стиль). Педагоги группы с выраженным синдромом эмоционального выгорания проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании средств обучения, не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения (эмоционально-импровизационный стиль).

С увеличением степени сформированности синдрома эмоционального выгорания повышается склонность педагога использовать в своей профессиональной деятельности эмоционально-импровизационный стиль и снижается склонность к проявлениям эмоционально-методического и рассуждающе-импровизационного стилей. По результатам анализа влияния сформированности синдрома эмоционального выгорания на показатели направленности личности можно говорить о том, что в группе педагогов с сформировавшимся синдромом ведущим типом направленности личности является направленность на себя. В группе педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания и в группе педагогов с несформированным СЭВ преобладает направленность на задачу.

Анализ влияния степени сформированности синдрома эмоционального выгорания на показатели выраженности характерологических особенностей личности показал, что для педагогов с синдромом эмоционального выгорания в стадии сформированности характерны низкая толерантность к эмоциогенным факторам, повышенная раздражительность, подозрительность, излишние сомнения, направленность интересов преимущественно на самих себя, гибкость в различных ситуациях, дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований.

Для педагогов с синдромом эмоционального выгорания в стадии формирования характерными чертами личности являются частое пребывание в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, общительность, повышенная словоохотливость, смена гипертимических и дистимических состояний, повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах, высокая устойчивость аффекта, длительность эмоционального отклика, переживаний.

Для педагогов с несформированным синдромом эмоционального выгорания характерными чертами личности являются постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, общительность, повышенная словоохотливость, высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечность, доброта, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия.

По результатам анализа влияния сформированности синдрома эмоционального выгорания на количественные и качественные показатели характерологических особенностей личности педагогов можно говорить о том, что с повышением степени сформированности СЭВ повышаются показатели выраженности таких акцентуированных черт как застреваемость, педантичность, возбудимость, дистимность и циклотимность.

Анализ влияния степени сформированности синдрома эмоционального выгорания на показатели выраженности стиля поведения в конфликтной ситуации показал, что для педагогов с сформированным синдромом эмоционального выгорания наиболее предпочитаемым стилем поведения в конфликтной ситуации является соперничество, для педагогов с формирующимся и несформированным СЭВ предпочитаемым стилем поведения в конфликтной ситуации является компромисс.

Проведение корреляционного анализа позволило количественно проверить гипотезу о влиянии степени сформированности синдрома эмоционального выгорания на показатели различных параметров стиля педагогической деятельности. В частности выявлено – чем больше сформирован синдром эмоционального выгорания, тем сильнее интуитивность преобладает над рефлексивностью, тем чаще педагог ориентирован на результаты обучения, проявляет меньше изобретательности и варьирование методов обучения, проявляет меньшую чувствительность к изменениям педагогической ситуации, для него характерна осторожность и традиционность, тем слабее становится обратная связь с обучающимися, снижается заинтересованность в результате, тем менее в своей деятельности педагог склонен поддерживать отношения с людьми, ориентироваться на совместную деятельность, на социальное одобрение, испытывать потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми, тем более в ситуации конфликта они будут прибегать к отстаиванию собственных интересов, невзирая на интересы других людей и профессиональные задачи.

Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Полученные результаты выводят на ряд актуальных проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование методов психолого-педагогической профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов, а также более скоординированная работа всех служб, задействованных в работе с педагогами дошкольного образования по предупреждению данного явления. Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей образовательных учреждений, педагогов и психологов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев. – М.: Академический проект, 2015. – 868 с.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2014. – 216 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 400 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!