Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа № 991 города Москвы
Доклад участника круглого стола «Клинические основы специального образования: Теория и практика – грани взаимодействия»
на тему «Формирование классного коллектива».
Подготовила:
учитель русского языка
Гаспарян А.Г.
25.01.2017 г.
Москва, 2017
Формирование классного коллектива.
Коллектив детей – это сложное динамическое явление, которое регулярно должно развиваться, а коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами.
При работе с классом возникали такие вопросы: «Сможем ли мы найти общий язык друг с другом? Могут ли они быть дружными, сплочёнными? Какие они? и ещё много других. Ведь этих детей я знала только по отдельным наблюдениям и со слов учителей.
Формирование классного коллектива - процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека такие чувства, как товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие. В ученическом коллективе развивается личность.
Практически каждый учитель стремится к созданию в классе благоприятной атмосферы. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Классному руководителю следует определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя.
Главная воспитательная задача руководителя класса — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «серым» троечником – для учителя он должен быть яркой, индивидуальной школьной личностью. Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива.
Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением коллектива.
Выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
«контролер» - обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
«проводник по стране знаний»- создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
«нравственный наставник»- содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов, как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
«носитель культуры»- помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи; организация бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся.
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности
В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.
С первых дней учёбы все ребята получили поручения, в том числе и «трудные» подростки. Эти поручения я навязала сама. Одни ученики отнеслись к поручениям ответственно, другие – с безразличием. …
От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося, изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками. Будучи классным руководителем, считаю особенно важным, создание такого классного коллектива, в котором каждый ученик сможет реализовать себя как личность. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.