СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на м/о воспитателей «Педагогические приёмы создания ситуации для формирования речевой среды и развития речевого общения во внеурочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для работы воспитателя с детьми ОВЗ в коррекцонной школе I вида

Просмотр содержимого документа
«Выступление на м/о воспитателей «Педагогические приёмы создания ситуации для формирования речевой среды и развития речевого общения во внеурочное время»»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат №23»













Выступление на м/о воспитателей ноябрь 2021 уч. год

«Педагогические приёмы создания ситуации для формирования речевой среды и развития речевого общения во внеурочное время»



Составила:

воспитатель Кудрявцева Е.С.

высшая квалификационная категория





















г. Белгород 2021 уч. год



Педагогические приёмы создания ситуации для формирования речевой среды и развития речевого общения во внеурочное время.

В нашем классе обучается 6 человек: 5 мальчики и 1 девочка, которые обучаются по программе 1 вид 4вариант (УО), 2 вид 4 вариант УО (КИ), I вид

III вариант (ЗПР). Чтобы добиться успехов в формировании речевого общения учащихся имеющих физические и психические недостатки для этого нужно использовать каждую малейшую ситуацию и при возможности создавать её. Мой большой опыт работы с такими детьми позволяет сделать следующий вывод, несмотря на основные направления воспитания в условиях школы – интерната (такие как патриотические, эстетическое, нравственное и так далее), что немаловажное значение прежде всего для детей имеет уют, домашняя обстановка, располагающая к успешному обучению и воспитанию дружного детского коллектива и естественно для развития речевого общения. С этой целью педагогами нашего класса совместно с родителями созданы специальные условия, которые ориентированы на личностные качества и расширение словарного запаса учащихся. Ведем портфолио «Жизнь нашего класса», который стимулирует их к порядку, развивает интерес у учащихся к проводимым мероприятиям и возникает необходимость в речевом общении.

Уже вошло в традицию в полдник проводить чаепитие, где дежурный накрывает на стол и убирает уже самостоятельно, за исключением работы с электрочайником неприменно при этом требую общения только речью. Стало традицией отмечать день знаний, дни рождения, на которые дети приглашают не только педагогов нашего класса, что подчеркивает их доброту, подельчивость. Это имеет не маловажное значение в наше время. А также эти мероприятия воспитывают культуру поведения в гостях, за столом, культуру обслуживания дежурным или именинником и позволяет естественному развитию речевого общения учащихся.

Важным фактором в формировании ребёнка является правильная организация времени ребёнка, т.е. наличие строгого, постоянного режима, так как соблюдение режима укрепляет здоровья ребёнка – обеспечивает нормальную работу в развитие его нервной системы и всех других органов, а также создает привычку не тратить время зря, быть собранным, деловым, аккуратным. Я считаю, что единая форма учащихся дисциплинирует поэтому малыши в наших классах стараются ходить на занятия в единой форме. Соблюдение режима важно для всех детей, имеющих физические недостатки и с ослабленной нервной системой. Для этих детей соблюдение режима является не только профилактическим, но и лечебным мероприятием, поэтому мы стараемся строго соблюдать все режимные моменты дня, как во внеурочное время, так и на уроках (проветривание класса, чистота класса, достаточное освещение).

Чтобы применять к учащимся индивидуальный и дифференцированный подход, который необходим для формирования личности, нужно хорошо знать психофизические особенности каждого учащегося. Что это дает? На самоподготовке, при выполнении задания по математике, при решении примеров, допустили ошибки Слава и Вика. Вике я зачеркиваю неправильный ответ и говорю: «Подумай хорошо». Она перечитывает и записывает правильный ответ. А Славе этот вариант не пойдет, т.к. он сразу расстроится и будет говорить: «Я не знаю, я не умею». Может даже и расплакаться. Её я спрашиваю с необходимой интонацией: «Игорь, ты правильно решил примеры?», а он спрашивает: «А что у меня есть ошибки?». Отвечаю: «Не знаю, давай проверим вместе, только считай внимательно». Я наклоняюсь к ней и наблюдаю молча, а он пересчитывает и находит ошибку, и такая довольная и гордая, что она справилась сама. В следующий раз достаточно Вике только показать на ответ и попросить подумать, а Славу – пересчитать внимательно. И дети справились с ошибками самостоятельно.

Часто видя, что ребёнок не справляется с заданием, стараюсь ему помочь наводящими вопросами, направляя его мысли на правильный путь.

На самоподготовке использую ситуацию успеха, учу учащихся помогать друг другу. Например: Илья, помоги Славу найти страницу. Данил – помоги Богдану, научи ему». Так же учу оценивать результаты труда, как свои, так и товарищей, формируем аккуратность при выполнении работы, воспитываем внимательность.

Наши дети, имеющие психическое недоразвитие. Легко теряют терпение при неудаче или неумении сосредоточить внимание на работе, они приходят в раздраженное состояние, бросают тетради, книги, перестают заниматься. Я стараюсь не допускать у детей таких вспышек, для этого применяю проверенные на практике способы:

  1. При проявлении чувства усталости, даю детям съесть кусочек сахара, конфетку или ложечку мёда, положительное действие оказывает при этом так же раздражение вкусового чувства, сам процесс жевания (яблоко, пирожок, печенье).

  2. При появлении чувства усталости – обтирания лица и шеи комнатой водой (или намочить полотенце и протереть лицо и шею).

  3. Этим способом пользуются многие коллеги. Это проведение физкультурных пауз.

  4. Реже использую четвертый способ – усиленное дыхание (около восьми глубоких вдохов и выдохов в минуту), это делаю совместно с детьми. Глубокие вдохи улучшают кровообращение в мозгу, удерживает от поспешной реакции и приводят к самообладанию.

Так как мы работаем в дружном тандеме с учителем, домашнее задание учитель старается задавать доступное для каждого учащегося, соответственно их возможностям, чтобы не перегружать ребёнка, т.к. при большом непосильном объёме ребёнок теряет интерес к учёбе их данному заданию.

В нашем классе существует тесная связь с руководителями кружков, с другими учителями (рисования, труда, физкультуры, умелые руки, мастерица, бисероплетение), которая помогает не только в проведении классных общешкольных мероприятий, таких как выставки, конкурсы, праздники, но и играет важную роль в формировании речевой среды и личности учащихся, развивает речевое общения, а так же такие качества, как чувства коллективизма, ответственности, воспитывает настойчивость в достижении цели, творческое отношение к делу, доброжелательное отношение друг к другу. При выполнении задания, умение распределять обязанности между собой, воспитывается самостоятельность, творчество, что явно прослеживалось при подготовке к выставку фотоконкурса «В объектив - осени» дети совершенно самостоятельно сфотографировались на выставку и занимали 2 место в общешкольном школе.

При таком подходе в формировании речевой среды и личности учащихся, можем видеть динамику роста. Например, если Богдан раньше не мог самостоятельно вести диалог, то теперь он пытается вступить в диалог не только с учащимися своего класса, но и другими педагогами.

Воспитывая в своих учащихся дисциплину, правдивость и честность, правильное отношение к коллективу, к окружающим людям. Обогащая словарный запас и развивая диалогическую речь, тем самым мы формируем у детей такие личностные качества, которые помогут им в дальнейшем успешно адаптироваться в современном мире и верно решать вопросы личной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!