Выступление на мастер-классе учителя музыки по теме
«Межпредметные связи на уроках музыки».
СЛАЙД 1
Здравствуйте, дорогие коллеги, члены жюри! Меня зовут Нечипорук Светлана Викторовна. Я работаю учителем музыки в Кировской средней школе №2.
Хотелось бы начать свой мастер-класс с приветствия.
СЛАЙД 2
(видеофрагмент песни из мультфильма «Крошка Енот»)
Начинайте день с улыбки,
С добрым сердцем и тогда,
Будет радость и удача
Вам сопутствовать всегда!
Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём мастер-класс.
СЛАЙД 3
Тема моего мастер–класса «Межпредметные связи на уроках музыки».
Цель мастер-класса:
Показать роль и значение межпредметных связей на уроках музыки;
познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий;
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию межпредметных связей на уроках музыки;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер–класса между собой;
убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
СЛАЙД 4
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Так говорил В.А. Сухомлинский.
Музыку почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как музыка – это явление искусства.
Слайд 5 (пустой)
Понять своеобразие музыки как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение музыки с другими видами искусства.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ
Как вы думаете, с какими предметами музыка «дружит»?
Ответы…
Слайд 5 (нажать)
Итак – это литература, живопись (ИЗО), история, математика, биология и другие.
Слайд 6
Леонардо да Винчи говорил: «Музыка – сестра живописи». Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения музыки. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты жизни и развить многообразные духовные потребности.
Давайте же рассмотрим взаимосвязь музыки и живописи.
Слайд 7 Вам необходимо определить, что же роднит музыку и живопись. (участники мастер-класса определяют на листах связь музыки и живописи.)
Слайд 8 (проверка)
МОЖНО ЛИ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ? Ответы участников.
Во время звучания произведения нарисуйте, пожалуйста, рисунок, который вы «увидели».
Слайд 9 Звучит музыка П.И. Чайковского. «Времена года». Апрель. Подснежник.
Слайд 10 МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?
Обсуждение по картинам И.К. Айвазовского…
СЛАЙД 11 Взаимосвязь музыки с физической культурой.
Разучивание физминутки.
СЛАЙД 12 (Исполнение физминутки под видео).
СЛАЙД 13 (Взаимосвязь музыки с математикой).
Взаимосвязь математики и музыки является одной из самых актуальных тем. Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия.
Я предлагаю вам сейчас поиграть. А называется игра «Посчитай животных». Вам необходимо сосчитать всех животных, о которых поётся в песне. Но будьте внимательны, животные повторяются… их не считать.
СЛАЙД 14. (звучит песня) Муз. А.Кудряшова, сл. Б.Заходера «Маленький енот».
Игра «Посчитай животных».
Ответы участников.
А теперь проверим себя
СЛАЙД 15 (проверка игры)
СЛАЙД 16 Изучая нотную грамоту, не забываем о русском языке.
Даём ряд заданий: найдите слоги с названием нот, вставьте в слова, придумайте слова, в которые входят названия нот.
СЛАЙД 17
Межпредметные связи предполагают движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далекие. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами, с жизнью и природой.
Слайд 18 Спасибо за внимание.