СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении на тему: "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению по программе ФГОС"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении на тему: "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению по программе ФГОС"»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п.г.т. Новобурейский»







Выступление на методическом объединении.


Тема доклада:

«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению по программе ФГОС»





Подготовила:

Симонова Я.В.,

учитель профильного труда










пгт. Прогресс, 2023 г.


Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который надо зажечь, а зажечь факел

может лишь тот, кто сам горит.

Плутарх.

Важным отличием ФГОС второго поколения является ориентация на результаты образования. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием, которые рассматривается как единая миссия образования, как целостный процесс, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Нельзя не подчеркнуть, что в основе стандарта остается:
учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, а также путей их достижения; разнообразие организационных форм познавательной деятельности; рост творческого потенциала и познавательных мотивов;
Выделим, что отличием нового стандарта является его деятельности характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
С переходом на новые ФГОС ученик становится «центром» учебно-воспитательного процесса, «добывая» знания, применяя их на практике в учебной деятельности и в повседневной жизни. Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия. Из этого следует важность подготовки учителя к каждому своему уроку, к продумыванию заранее всех этапов урока по любому предмету, при работе с каждым учеником в классе, включая детей одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие во внеклассной работе каждого ученика должно быть также обогащено познавательными мотивами, которые обеспечат рост творческого потенциала и во внеурочное время. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, которые направлены на новизну изучаемого материала и разнообразии выполняемых на уроках заданий.
Следующий момент, который бы хотелось не упустить в учебном процессе, это момент стимулирования ученика на интенсивное обучение. Именно в этот момент большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения.
Разберемся как сформировать устойчивый интерес учеников к предмету.
Введение ФГОС ставит перед школой и учителем новые задачи, необходимые при реализации основных образовательных программ. Таким образом, на первый план выходит развитие личностных умений.

«Мотивация — ключ к успешному обучению».
«Мотивация — это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию.» Мотивация оказывает влияние на решения сделать что –либо; на то, как долго люди хотят этим заниматься; а также насколько эффективно они готовы работать, чтобы достичь цели. Многие аспекты оказывают влияние на желание учащихся изучать тот или иной предмет. Например, нельзя забывать игровые моменты в дошкольном и начальном образовании, учащиеся старших классов нацелены на сдачу экзаменов в формате ГВЭ по тому предмету, который в дальнейшем приведёт их к освоению любимой профессии, к их дальнейшей жизни в обществе. Конечно тут очень важна востребованность их знаний в современном мире, ребенку необходимо ощущение чувства успешности, а также уверенности в себе. Работая с классом видишь, что ребенок, у которого есть поощрение и поддержка родителей, учителей и одноклассников, достигает высоких результатов в процессе обучения.
По утверждениям психологов существуют мотивы внутренние (познавательные), а также внешние(социальные). Возникает вопрос, как стимулировать социальную мотивацию учащихся?
Здесь главной фигурой на уроке становится учитель. Очень важны для учителя: его методическое мастерство, личностные качества, увлеченность своим предметом, умение вовлечь школьников в учебный процесс, своим примером педагог формирует положительное социальное поведение и мотивирование обучения. Только «мотивированный учитель воспитывает мотивированных учеников».
На наш взгляд для эффективной работы с классом учитель должен обладать следующими личностными качествами: быть гибким, уметь сопереживать и сочувствовать своим ученикам, доверительно общаться с учащимися, быть эмоционально уравновешенным, уверенным в себе и жизнерадостным.
Каждый человек, даже уже окончивший школу , может подчеркнуть насколько важна спокойная и благожелательная атмосфера на уроке, которая помогает преодолевать страхи и неуверенность в себе. Комфортно ученику, когда между ним и учителем на уроке развиваются отношения партнерства и сотрудничества. Урок должен быть интересным, для этого учителю необходимо сосредоточиться на таких педагогических технологиях, которые по природе своей являются мотивирующими, к ним относятся: информационные, личностно-ориентированные, проектные, интерактивные, игровые.

Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. И каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. В основу новых стандартов заложен метапредметный подход. При таком подходе у учащихся формируется отношение к изучаемому предмету, как к системе знаний о мире. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Важными механизмами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся являются проведение метапредметных уроков, которые предполагают синтез предметных знаний. Целью таких уроков является преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации с целью формирования целостного восприятия окружающего мира.

Процесс развития метапредметных результатов (метапредметных универсальных учебных действий) требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки самой системы, владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление исследовательского, системно-деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.
























Литература

1. Бажович Л. И. Проблема формирования личности.– М.–Воронеж, 1995. 236 с.

2.Гузева Наталья Юрьевна. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа. Оренбург,1998 166 c.

3.Гузева Наталья Юрьевна. Современные образовательные технологии на уроках русского языка: Учебно-методические рекомендации. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007, - 75 с.

4.Справочник психолога начальной школы.–Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

5.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.– М., 2010. 127 с.

6.Соловьёва Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. // Вопросы психологии. 2012.

7.Файн Татьяна Анатольевна. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении: Методические рекомендации. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2014. 32 с.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!