1.Добрый день ,уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе ».О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
2.Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
3. В существующие федеральные нормативные документы включена задача формирования функциональной грамотности.
4.Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования.
5. В ФГОС НОО разработана характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Как видим, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
6. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Я поделюсь опытом формирования читательской, математической и естественнонаучной грамотности у младших школьников. Именно эти три области функциональной грамотности оцениваются в ходе различных тестирований.
7. В Примерной основной образовательной программе начального общего образования, наряду с предметными программами по русскому языку, математике, окружающему миру и т.д., представлена программа «Чтение. Работа с текстом», направленная на достижение метапредметных результатов Программа предполагает 3 уровня работы с текстом.
8.При этом под текстом понимаются не только тексты в общепринятом смысле, но и так называемые несплошные тексты. Этой классификацией « сплошные и несплошные тексты» пользуются составители теста PISA. Работа с текстами направлена на обучение работе с информацией, которая предполагает формирование умения читать и преобразовывать тексты разных видов.
9.Основным методом формирования функциональной грамотности, который я применяю на уроках, является критическое мышление.
10.Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-х ступеней развития
мышления: вызова, осмысления, рефлексии.
11.На стадии вызова использую прием – игру «Пентагон», каждый этап её представляет собой
вопрос и пять (пента) подсказок к нему (отсюда и такое интересное название).
12. Этот приём помогает создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания. Этот приём учит обсуждать и выдвигать разные версии, думать критически.
13.Приём «Толстые и тонкие вопросы» применяю на этапе вызова и рефлексии. В чём особенность этого приёма? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать вопросы. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать вопросы.
14. На стадии осмысления веду работу со сплошными и несплошными текстами. Выделю
следующие приёмы:
15.Умение определять вид несплошного текста – перед вами пример урока окружающего мира в 4
классе
16. Умение создавать и оформлять несплошной текст на основе сплошного текста перед вами пример
урока литературного чтения во 2 классе
17.Умение создавать и оформлять сплошной текст на основе несплошного текста перед вами пример урока математики во 2 классе.
Какие умения развиваются при этом? Прежде всего, дети учатся читать задание,
понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял – правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст,например,таблицу, переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание. Это важнейшие базовые универсальные действия, которые помогают работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.
18. Универсальный приём «Кластер» использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Перед вами примеры кластеров, созданных учащимися на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира. 19-20-21-22-23.
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
24.Для выяснения уровня осмысления текста на стадии рефлексии применяю также универсальный приём « Синквейн». Эта творческая работа имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам.Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать.
25.Примеры синквейнов, созданных школьниками, свидетельствуют о том, что у детей вырабатывается способность к анализу; уменьшается время, отводимое на запоминание информации; расширяется словарный запас.
26.При использовании на уроках приёмов работы, о которых я рассказала, у учащихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «функциональная грамотность». Для достижения высоких результатов в формировании функциональной грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
И в заключение хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и приёмы и методы, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрасту. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении учителя является проблема повышения его компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт, с которым можно ознакомиться на моём сайте. 27
Благодарю вас за внимание.
Вопросы:
Была ли полученная информация для Вас полезна?
2. На каких уроках можно использовать рассмотренные задания? 3. Возможно ли их использование в Вашей практике?
https://multiurok.ru/RogovaMariya/