Выписка
из протокола № 4 заседания городского методического объединения учителей изобразительного искусства от 24.05.2018 г.
Повестка:
5. Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
.
Докладчик Пимякова Н.Г.,
учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 9
Слушали:
Пимякова Н.Г. ознакомила членов городского методического объединения с тем, что проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
К школе предъявляют сегодня высокие требования и многие родители, которые хотят, чтобы их дети учились в хорошей школе. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это, прежде всего школа, которая дает современное образование, где преподают высококвалифицированные педагоги, хорошо учат по всем предметам, где есть свои традиции. А еще в хорошей школе уважают личность ребенка, и занимаются с ним не только на уроках, но и во внеурочное время, раскрывая его потенциальные способности.
Жизнь требует от школы подготовки способного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного ученика. Выявления на начальном этапе его одаренности, такого качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде практики. Именно поэтому так важно уже на начальной стадии обучения правильно определить цели и основные задачи при работе с одаренными детьми в системе урочной и внеурочной деятельности.
Цели: способствовать раскрытию и развитию потенциальных творческих способностей детей; научить стремиться к успешности, представляя результаты собственного труда в наиболее выгодном свете; решить проблему занятости во внеурочное время. Сформировать следующие компетенции: коммуникативные – обогатить опыт культурного общения учащихся; интеллектуальные – расширить кругозор учащихся; практические – получить навыки изображения на плоскости и в объеме, в декоративной и конструкторской работе, развить навыки театральной деятельности.
Задачи:
- создать условия для самореализации одарённых детей.
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития детей.
- разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через коллективную и самостоятельную работу.
Важнейшее условие формирования у детей жизненной успешности –личностно –ориентированное обучение. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений при выполнении практических заданий. Развитие талантливого и одаренного ребенка требует особых подходов. Задания носят индивидуализированный характер с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности, где ребенок максимально проявляет свои способности.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является участие в фестивалях детского творчества, научно - практических конференциях, творческих мастерских, выставках, конкурсах, позволяющих учащимся проявить свои возможности. Такая практика дают свои результаты. Ученики Пимяковой Н.Г. являются постоянными участниками городских, окружных, областных, всероссийских конкурсов и часто добиваются в них успехов.
Также в работе Пимякова Н.Г. использует такую образовательную технологию как компетентностно-ориентированный подход в обучении (метод проектов). Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом учится ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Примером подобной формы являются уроки, посвященные архитектуре разных стран. Пимякова Н.Г. предлагает учащимся тему, и дети сами выбирают способ выполнения задания, например, изготовить работу в объеме, создать макет. Затем проводит анализ предстоящей деятельности, вместе с детьми обсуждают какие материалы лучше использовать для создания продукта, технологию его изготовления, как оформить свою работу и т. д. Далее, уже во внеурочное время, учащиеся ищут необходимую информацию, работают самостоятельно. В процессе создания проекта консультируются по вопросам проекта, просят помочь в поиске информации по теме, по технологии изготовления, по оформлению работы.
В своей работе Пимякова Н.Г. применяет разнообразные методы, которые дают возможность одаренным учащимся выбрать подходящие формы и виды творческого самоопределения. Выстраивает урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах творчества. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие области деятельности ученика.
Постановили:
Актуализировать данные о средствах и методах работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по ИЗО;
Учителям изобразительного искусства рекомендовать использование форм и методов, предложенных Н.Г. Пимяковой.
Руководитель городского
методического объединения
учителей изобразительного искусства _______________/ Н.Ю. Петрова
Подпись Н.Ю. Петровой заверяю
____________________________________/_______________/______________
должность подпись Ф.И.О.