Влияние мануальных /ручных/ действий на развитие мозга
человека было известно ещё во П веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев /типа нашей "Сороки - белобоки" и других/ приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Из опыта работы знаю, что многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении письмом: детям тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук. Это связано со слабым развитием тонкой мышечной координации пальцев рук. А у детей, страдающих нарушением речи, тонкая моторика пальцев не развита в ещё большей степени. У таких детей неустойчивый почерк, неправильное написание многих букв, их соединение.
Поэтому о первых дней работы с детьми уделяю главное внимание коррекции общей и тонкой моторики. Работу проводила систематически со всеми детьми, уделяя ей по 3-5 минут на всех уроках /а на уроках письма в I классе особенно/, отдельные уроки по коррекции полностью посвящала этой работе
Для этой цели использовала: различные мозаики, пирамидки, складывание из палочек /семян, спичек/, нанизывание бус, массаж каждого пальца. Особое место отводилось выработке графических навыков, которые проводились и проводятся ежедневно на уроках русского языка в минутки чистописания.
Письменные работы на уроках русского языка используя для закрепления каллиграфического навыка, для контроля за состоянием графической стороны письма.
При оценке любой письменной работы принимаю во внимание чистоту и опрятность работы, правильность начертаний букв, разборчивость, равномерное расположение букв на строке, одинаковую высоту букв.
Занятия по графическим навыкам состоят не только из изображений отдельных элементов букв, но и проведения зрительных и слуховых диктантов. На первоначальных этапах обучения зрительные диктанты состоят использования /чередуя со слуховыми/ из геометрических фигур.
На более поздних этапах одновременно включаю зрительный и слуховой диктант с разными заданиями /используя уже речевой материал/. Зрительные диктанты провожу регулярно на каждом уроке русского языка, что дало положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и грамотного письма.
На уроках провожу специальные упражнения: гимнастику для пальцев, которая стимулирует и развитие речи.
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук?
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Особенно эти игры помогают детям с задержкой в развитии речи.
Наукой доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её теми и формирует правильное произношение. Заучивая стихотворные тексты, потешки с участием рук и пальчиков приводят к тому, что дети лучше запоминают, их речь делается более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность ребенка, т.к. в работу включаются не только слуховой, но зрительный, и двигательный анализаторы. Активизируя речь детей с ограниченными возможностями посредством развития мелкой моторики на всех предметах и этапах обучения тем самым, я работаю над воспитанием и развитием познавательного интереса у младших школьников, облегчая им процесс усвоения программного материала.