СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей "Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор доклада делится с коллегами  рекомендациями по написанию сжатого изложения и сочинения - рассуждения. В нем есть советы обучающимся и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей "Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.»

МКОУ БГО Чигоракская СОШ Миролюбский филиал









Доклад на методическом объединении учителей






« Подготовка к государственной итоговой аттестации

по русскому языку в 9 классе »











Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Щербакова Т. В.,1кк














2019-2020 учебный год




















































Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Миролюбского филиала МКОУ БГО Чигоракской СОШ

Татьяны Владимировны Щербаковой


Подготовка к государственной итоговой аттестации

по русскому языку в 9 классе




Подготовка к ГИА - это всегда ответственный процесс. Учителя вместе со своими учениками готовятся к этому серьезному испытанию, они вместе ищут эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену,вырабатывается своя методика.

Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они ищут поддержку у учителя. Учитель должен им сказать такие напутствия: «У вас всё получится. Вы всё знаете. Не волнуйтесь».

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в собственных способностях;

  • неумение анализировать и распределять внимание;

  • тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам релаксации.

  • Я уверен и спокоен.

  • Я быстро вспоминаю весь материал.

  • Я сосредоточен.

  • Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.

В кабинете русского языка оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, образцы заполнения бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

В своей работе я использую следующие пособия:

  • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2018.

  • ГИА 2011. Русский язык: сборник заданий: 9 класс /С. И. Львова. – М. Эксмо, 2010. В книгу включён разнообразный материал для подготовки к экзамену.

  • Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. (15.1; 15.2; 15.3)

С 5 класса заводим тетради-памятки, в которые записываем в виде таблиц и схем весь материал, необходимый для успешной сдачи ОГЭ.В 7-м классе обучающиеся приобретают папки с файлами, в которые ребята вкладывают различные памятки: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Выразительные средства», образцы бланков – все это мы используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке.

Я рекомендую обучающимся и их родителям следующие сайты:

  • ФИПИ официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.

  • Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

К тестам обучающиеся готовятся на этих сайтах, а учитель проверяет эту подготовку. Методов проверки существует много. На каждом уроке русского языка, начиная с 8 класса, мы выполняем тестовые задания ОГЭ.Давайте подробнее остановимся на сжатом изложении и сочинении-рассуждении.

Как же научить школьников писать сжатое изложение?

Ученик должен понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Необходимо научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Обучающиеся должны тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью прослушанного текста.

Необходимо научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, владеть связностью речи и логикой изложения.

Каждый ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1. Слушание.

2. Понимание текста.

3. Выделение - ключевых слов, объяснение непонятных слов и выражений. 4.Повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

5. Деление текста на микротемы, выделение в них главного.

6. Сжатие исходного текста

7. Пересказ сжатого текста.

8.Написание изложения.

После того, как учитель проверит изложения обучающихся,необходимо их проанализировать, выполнить работу над ошибками. Если этого не сделать,то работа будет малоэффективной.

Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока. Способом тренировки могут быть мини - изложения. Я их даю на дом. Запомните:

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

Важную роль при подготовке к написанию сочинения играет анализ смысла предложенного текста, ведь в работе нужно увязать авторскую позицию и те языковые средства, которые используются для её выражения. Можно предложить ученикам ряд вопросов по содержанию текста и дать задание сформулировать главную идею текста. Работа с основной частью сочинения на лингвистическую тему включает в себя подбор примеров, их анализ, выявление функций языковых явлений. Нужно уделить отдельное внимание устному проговариванию того, как эти примеры могут быть раскрыты на письме. После детального разбора на дом ученикам даются 2 вида упражнений: написать сочинение по уже составленному на уроке плану и составить самостоятельно планы по заданным вариантам ОГЭ.

В ходе подготовки к ОГЭ на уроках русского языка в 5 классе можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

На занятиях в 9 классах по подготовке к части С можно использовать такой приём: распределить обязанности- 2 ученика пишут вступление, 2 - формулируют тезис и аргументы к нему, 2 - пишут заключение. Здесь просматривается работа в парах. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет свой текст. Ребята вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе роли ребят должны меняться. Так постепенно все ребята научатся работать над каждым этапом сочинения. Умение создавать новыйтекст - это и есть конечная цель обучения языку.

Некоторые обучающиеся не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, не умеют размышлять надпрочитанным.Они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям. Очень часто сочинения обучающихся однотипны, не отличаются оригинальностью. Учитель-словесник снова и снова старается пробудить в каждом ребёнке интерес к изучению предмета. Каждый учитель ищет новые способы и методы обучения. Ведь нам важна не только успешная сдача выпускниками ОГЭ по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к языку, владеющей письменной и устной речью.

В этом году грядут перемены, но каждый учитель сможет быстро перестроиться и хорошо подготовить своих ребят.

Желаю удачи!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!