СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом совете по теме "Уроки формирования духовно-нравственных ценностей"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете по теме "Уроки формирования духовно-нравственных ценностей"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области


















Выступление на методическом совете

«Уроки формирования

духовно-нравственных ценностей»

















Подготовила

учитель начальных классов

Крамаренко А.В.



2017


Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Их мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Курс ОРКСЭ носит светский характер и состоит из 6 модулей. У всех модулей единая методическая и методологическая основа. Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – Отечество, семья, культурные традиции.

Таким образом, все модули отражают не религиозное, а этическое содержание, сохраняя свою культурологическую направленность.

Цель комплексного учебного курса «ОРКСЭ» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

На уроках дети знакомятся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религий нашей страны. С тем, что подлинными ценностями являются добро, милосердие, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к старшим, к людям других национальностей и культур, что у представителей всех религий убийство, кража, зависть — это грех.

Составляют словари терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса.

Уроки проводятся с использованием презентаций, просмотров видеороликов, прослушивания музыки, и конечно, просмотра и разбора репродукций живописных полотен, икон.

Применяются разнообразные формы работы: парная, групповая.

На уроках я использую следующие методы: этическая беседа, наглядный, практический.

Один из самых действенных методов является этическая беседа. 

Главное её назначение – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить умение вырабатывать нравственные взгляды. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из деятельности исторических личностей или повседневной жизни ребят. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Так, например, на уроках ребята поднимают вопросы о совести, лжи, о добрых и плохих делах. Этическую беседу можно проводить не только в классе, но и на экскурсиях в музей, храм (изучая вопросы культуры) или на природу. 
Наглядный метод. Это очень яркий и порой необходимый метод работы. Важную роль в усвоении определенных исторических знаний отводиться возможности наглядно ощутить то или иное событие. Такое погружение позволяет более полно осознать время, настроения и идеи того или иного исторического события. Так, например, изучая тему: «Проповедь Христа», мы просматриваем ряд анимационных фрагментов из нагорной проповеди Христа, его жизненного пути и процесс суда и распятия. Каждый фрагмент завершается обсуждением увиденного, выделением главной идеи и его значения для нас сегодня. Такое вступление в тему, позволяет ученикам понять многие сложные вопросы духовно-нравственного начала истории Христианства. Так же учащимся предлагается изобразить одно из чудес Христа и описать его значение, потом эти листы скрепляются вместе, и мы получаем свою маленькую историю Христианства с иллюстрациями.
Практический метод. Это не менее интересный метод работы с учащимися. В рамках данного метода можно использовать деловую игру или диспут. Темы могут быть разнообразными, главное они должны иметь в своей основе противоречия, побуждающие учащихся к диалогу и поиску истины. Данная форма работы позволяет детям раскрыться, поделиться своими мыслями и переживаниями. Главное, что эти дебаты не проходят бесследно и порождают новые споры и новый виток поиска истины. Так, например, вызывают бурный спор темы: «Христос и Его крест», «Золотое правило этики», «Православие о Божием суде».

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять этой современной среде, которая калечит души наших детей.

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Таким образом, курс «ОРКСЭ» уроки которого, основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, предполагает рост духовно – нравственного развития ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!