Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных техников г. Вязьмы Смоленской области
Выступление на
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»
Ижболдина Наталья Александровна –
Педагог дополнительного образования
Форма проведения – круглый стол
г. Вязьма
2023г.
Цель:
Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.
Повышать методический уровень
Способствовать творческому поиску педагогов.
Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по игровой деятельности для педагогов.
Провести анкетирование педагогов по игровой деятельности учащихся.
Провести беседу с детьми. Цель: выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры.
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.
Семинар – практикум «Педагогические технологии руководства игрой учащихся в МБУ ДО станции юных техников». Цель: Повысить эффективность руководства игрой с целью развития сюжета.
Составить кроссворд по игровой деятельности.
Оформить фотостенд для родителей «Игра – королева детства».
Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности
Повестка дня:
Методиста Никонова Е.И. «Проблемы организации игровой деятельности в Учреждении»
Диспут «Игра и игрушка в жизни ребенка», «Психологический аспект игры»
Ход педсовета.
Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А.Иванкова,Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимные моменты.
Обсуждение результатов анкетирования воспитателей. (Приложение № 1)
Вопросы к обсуждению:
- В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры ? ( требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на ихвоспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники.( в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
- На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)
- Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)
- Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов ,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
- Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:
- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра» (Приложение № 2).
Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)
Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.
Проект решения педсовета:
Не заменять игру другими видами деятельности.
Срок: постоянно; Ответственные : воспитатели групп
Продолжать проводить диагностику уровня развития игровых умений у детей всех возрастных групп ( по Д.Б. Эльконину) как в начале, так и в конце учебного года и строить работу по развитию игровой деятельности дошкольников с учётом полученных результатов.
Срок: в течение года; Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп
Провести День открытых дверей для родителей на тему :
«Мы играем целый день,
Целый день играть не лень!»
Срок: апрель; Ответственные: ст.воспитатель, воспитатели групп
Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе. (Приложение № 3)
Приложение № 1
Анкета для педагогов
1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?
2. Какие виды игр преобладают в группе?
3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему?
4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?
5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?
6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры?
7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки?
8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр?
9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?
Приложение № 2
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ НА ТЕМУ «ИГРА».
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
4. Качество знаний, иначе, по - другому? (Уровень).
5. Современный лёгкий детский конструктор? (Лего)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
9. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)
11. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
12. Первая игрушка малыша? (погремушка)
13. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
14. Спутник жизни детей? (игрушка)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
6. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
7. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
10. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
11. Ход игры по - другому? (содержание игры)
15. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
Приложение № 3
ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
Не заменять игру другими видами деятельности
Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
Не наказывайте ребёнка лишением игры.
Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в деятельности ответьте на следующие вопросы.
1. Должность _____________________________________________________________________________
2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
при подготовке к занятию;
на занятии;
для самообразования;
другое (укажите)._______________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
ежедневно;
1 раз в неделю;
1–2 раза в месяц;
1–2 раза в четверть;
другое (укажите).
6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
_____________________________________________________________________________
7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий?
_____________________________________________________________________________
8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?
____________________________________________________________________________
9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?
_____________________________________________________________________________
10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?
_____________________________________________________________________________
11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!