Слайд
Выступление на МО по теме «Индивидуальный подход в обучении русскому языку как условие эффективной подготовки к основному государственному экзамену». 05.03.2019 г.
I часть выступления
Систематическая подготовка к основному государственному экзамену является одним из важнейших составляющих при повышении качества образования по русскому языку.
Слайд
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
- психологический настрой учащихся;
- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;
- оформление стендов;
- создание методической базы;
- рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирование, тренажёры, тренинги, аудиотексты, презентации);
Интеллект-карты
nmansur.blogspot.ru
uchimsya-pisat-izlozhenie
videotutor-rusyaz.ru
www.pro100gia.ru
uchimsyauchitca.blogspot.ru
bacenco.ru/podgotovka-k-gia/
neznaika.pro
www.ctege.info/russkiy-yazik-gia-
4ege.ru/gia-po-russcomu-jazyku
Слайд
- систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий;
- работа с текстом (в том числе и на уроках литературы);
- создание банка тестовых заданий;
- проведение факультативного курса и индивидуально-групповых занятий;
- ведение индивидуальных тетрадей-справочников; использование алгоритмов;
- обучающие консультации, индивидуальная работа, совместные консультации;
- проведение диагностических работ, анализ результатов;
- ведение диагностических индивидуальных карт обучающихся (начиная с 8 класса);
- аналитическая деятельность и работа над ошибками.
Хочется остановиться на проведении диагностических работ и на работе с индивидуальными картами обучающихся.
Задача учителя при использовании индивидуального подхода в обучении – в условиях «обучения всех» научить каждого на максимально возможном для него уровне. Индивидуализация обучения позволяет эффективно вести работу с обучающимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития.
В основе создания индивидуальных карт обучающихся лежит один из важнейших принципов в обучении – принцип системности отслеживания уровня подготовки девятиклассников.
Слайд
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики образовательных изменений, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Диагностика позволяет учителю контролировать образовательный процесс, оценивать результаты,выявлять пробелы в знаниях, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Не менее важна диагностика и для учащихся. Она помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию.
Начиная с 8 класса, завожу на каждого учащегося диагностическую карту, в которой отражена дата написания диагностической работы, оценка, общее количество баллов и количество баллов по частям экзаменационной работы. Также отражены допущенные ошибки во второй, тестовой части. Обучающиеся знакомясь с результатами, сравнивают, делают выводы. Учитель корректирует дальнейшую работу.
Диагностические карты ведутся в системе, и работа по ним ведётся постоянно.
2 слайда
Карта Анцупова Кирилла (9 класс)
Комментарии по карте. Разъяснение.
2 слайда
Карта Даниловой Карины (8 класс)
Карта Мальгинова Сергея (8 класс)
Все результаты оформляю и в таблицах для себя. Это необходимо, чтобы видеть общую картину, выяснить, с какими заданиями не справился класс в целом и каждый ученик.
6 слайдов
Пример – последняя диагностическая работа в 9 классе от 10.01.2019 г.
Показать в распечатанном виде все диагностические работы.
II часть выступления
Раз уж речь зашла о подготовке обучающихся к основной государственной аттестации, не могу не сказать об обязательном устном собеседовании для обучающихся 9 класса.
В прошлом учебном году наша школа проводила устное собеседование по русскому языку в 9 классе в режиме апробации.
Слайд «Устное собеседование как допуск к ОГЭ»
С 2019 года у девятиклассников появился ещё один экзамен. Чтобы получить допуск к ГИА по русскому языку, им придётся проходить устное собеседование.
Слайд «Для чего вводится итоговое собеседование?»
Оно вводится в рамках Реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Слайд «Учить детей говорить…»
Слайд «Сроки проведения»
Слайд «10 баллов – 19 баллов»
Слайд «Четыре задания для собеседования»
Слайд «Чтение текста. Слова И. Цыбулько»
2 слайда с текстами
Слайд «Пересказ текста…»
Слайд «Монологическое высказывание»
Слайд «Тема 1. Описание фотографии. Диалог»
Слайд «Тема 2. Повествование» и «Тема 3. Рассуждение. Диалог»
Слайд «Фотография. Участники устного собеседования»
В связи с включением устного собеседования как обязательного экзамена на пути к сдаче ОГЭ необходимо продумать план подготовки обучающихся к устному собеседованию, скорректировать работу таким образом, чтобы каждый учитель (не только учитель русского языка и литературы) включал в свою деятельность методы и приёмы, позволяющие девятиклассникам успешно пройти устный экзамен по русскому языку, в том числе индивидуальный подход в обучении.
В начале своего выступления я перечислила, ЧТО входит в систему работы по подготовке к ОГЭ. Такая же работа должна проводиться и при подготовке к устному собеседованию. И работа проводится.