Коррекционно-развивающая среда служит: удовлетворению биологических и личностных потребностей; охране физического и психического здоровья; способствует созданию психологического комфорта, самоутверждению; учащиеся имеют свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию и средствам для занятий изобразительной деятельностью, конструированию. Коррекционно-развивающая среда включает в себя: оформление рекреаций, оформление классных комнат; оформление кабинетов для коррекционно-развивающей работы (кабинеты ритмики, логопедии, психолога). Коррекционно-развивающая среда учебного кабинета – это система условий, обеспечивающих качественное обучение, воспитание и развитие обучающихся. Учебный кабинет начальной школы по ФГОС, это не просто помещение с мебелью и средствами обучения. Это среда для социальной адаптации, духовного развития детей. В классе должны создаваться условия для сохранения здоровья ребенка, хорошего усвоения учебного материала, стремления к познанию нового. Материально-техническая и методическая база учебного кабинета должна отвечать основным задачам, которые решает учитель в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание учителя. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства педагога: - Научность – обеспечение методической базы деятельности педагога, соблюдение квалификационных и методических требований. - Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями и др.). - Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.). - Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер). Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость. Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога. Наиболее целесообразным следует счесть многофункциональный способ оформления кабинета начальной школы по ФГОС – для младших школьников это место учёбы, отдыха, творческих и коррекционно-развивающих занятий. Учебная зона. Включает в себя магнитную - маркерную доску, комплекты «парта-стул», рабочее место учителя. Насыщена дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах. Должна предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.) Зона отдыха. Содержит игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей, столик со стульчиками для настольных игр. На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки. Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг, создать зеленые уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями. Зона творчества. Предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел, игра на музыкальных инструментах). Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков. Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку. Коррекционная зона. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Правильно организованная коррекционно – развивающая среда учебного кабинета позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности. Обязательными элементами оформления кабинета начальной школы по ФГОС являются: · Инженерные конструкции и системы – водопровод, электропроводка, системы естественной или принудительной вентиляции, освещение, кронштейны для аппаратуры. · Мебель. Кроме стандартного набора – допускается использование (при наличии пространства) закреплённых стеллажей или полок. · Учебно-методические материалы и пособия. · Оборудование и средства обучения. Это – аппаратные средства для записи, хранения, воспроизведения мультимедиа – фото, видео, аудио материалов. Госстандарт регламентирует автоматизацию рабочих мест в образовательных учреждениях. Это подразумевает наличие доступа в Интернет, компьютера, программных средств и электронных пособий, как для учителя, так и для школьников. Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей. Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят: 1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы: • карточки для самостоятельных и групповых занятий; • набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах; • карточки индивидуальных заданий; • творческие работы учащихся; 2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников: · учебно-методические комплекты; · дополнительная литература по предмету; · словари и т. д; 3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, применяемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины. Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного. |