СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме «Орфографический анализ слова на уроках русского языка в 8 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО по теме  «Орфографический анализ слова на уроках русского языка в 8 классе»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме «Орфографический анализ слова на уроках русского языка в 8 классе»»

Выступление на МО по теме «Орфографический анализ слова на уроках русского языка в 8 классе»

Учитель Троицкая Л.Е.


Большое внимание на уроках русского языка в 8 классе при изучении синтаксиса необходимо уделить и работе над орфографией.

В начале учебного года провожу срезовую работу, результаты выполнения которой были проанализированы, выявлены «слабые места» учащихся, определены направления работы. В диагностическую работу я включила следующие вопросы: правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи. Проверяя письменные работы учащихся, я выявила те разделы орфографии, которые вызывают наибольшее затруднение. На основе полученных данных скорректировала учебную программу. Необходим и индивидуальный подход в работе по орфографии, так как есть учащиеся, которые находятся в зоне риска.

Учащиеся должны не только знать орфографические правила, но и понимать, что правило-это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. В школе изучается 70 видов орфограмм и соответствующих им орфографических правил. Они объединяются в группы по разным общим свойствам: по месту нахождения в слове, по графическому совпадению, по сходству опознавательных признаков, по условиям выбора.

Считаю, что целесообразно начать работу по орфографии с повторения всех видов приставок. Учащиеся должны знать виды приставок: неизменяемые приставки: в-, вы-, до-, за-, к-, над-, о-, об-, от-, пере-, по-, под-, с-, у; приставки на З- и С-; приставки иноязычного происхождения: а-. анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-. контр-, ре-, суб-, экс-; приставки раз/рас, роз/рос; приставка пра-.




Особое внимание уделяю правописанию приставки пра- в словах правнук, прадед, прародина, праотечество, праязык. Объясняю, что связаны слова через родство, через историческое прошлое. Выделяю зоны риска: с приставкой па-: пагуба, паводок, падчерица. В слове «потчевать» нет приставки. Говоря о правописании приставок на з-, с- необходимо вспомнить законы фонетики (согласные звонкие и глухие). Обращаю внимание учащихся на написание слов расчёт, расчётливый (корень чёт), но рассчитывать (приставка рас-), низкий, низший (где низ- ото корень слова), здесь, здание, здоровье, здешний, ни зги (где нет приставки).

При повторении правописания приставок пре- и при- необходимо чёткое знание учащимися теории (какое значение придают словам данные приставки, когда пре и при являются частью корня, трудные случаи правописания пре, при). Нужно научить ребят различать слова по значению, выработать умение в трудных случаях пользоваться словарем. Также необходимо грамотно применять в работе материалы учебника.

Закрепить теорию по правописанию приставок можно упражнениями из сборников по подготовке к ОГЭ. Например, в сборнике Мальцевой упражнения 1, 2 из раздела «Орфографический анализ слова» направлено на применение знаний по правописанию приставок. Вот пример одного из заданий:

Среди приведённых ниже слов есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «совершение действия не в полном объёме». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1. прирост

2. прибегать

3. приумножать

4. прислушаться

Особое внимание уделяем и правописанию безударных гласных, согласных в корне слова; корням с чередующимися гласными; Ы-И после ц в корне слова, О-Ё после шипящих. Обязательно обращаю внимание учащихся на зоны риска.

Так, например, правописание корня –гар-, -гор- с чередующейся гласной зависит от ударения, но есть омонимичный корень –гор- в словах гора, горе, и гласная здесь проверяемая.

Большая работа проводится по повторению правописания суффиксов. Необходимо учить ребят распознавать части речи, применять знания по морфологии при проведении орфографического анализа слова.

Правописание некоторых суффиксов существительных и прилагательных в 5-6 классах не рассматривается. Поэтому на уроках рассматриваем правописание суффиксов. Попутно повторяем морфологические признаки самостоятельных частей речи: склонение существительного, лицо, число, спряжение глагола, залог причастия и другие.

Задания к тренировочным упражнениям могут начинаться так: Найдите слово, при написании которого необходимо пользоваться правилом: а далее формулирую одно из правил на правописание суффиксов (например, В именах существительных следует писать суффикс –ик-, если гласная при склонении не выпадает ключик-ключика).

В качестве контроля по теме «Правописание суффиксов разных частей речи» провожу контрольный опрос, словарный диктант и тестирование (задания с выбором ответов, на заполнение пропусков букв).

Особое внимание уделяю одной из самых сложных тем курса русского языка: «Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий». В 6 классе я предложила учащимся опорный конспект по теме, заполнение таблицы: Н, НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных, причастиях. Этой таблицей ребята пользуются и сегодня.

Данная тема требует постоянного внимания со стороны учителя. Учащиеся должны хорошо знать теорию, правила, слова-исключения, слова, которые необходимо запомнить, должны уметь отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать правило написания гласной перед суффиксом - НН – в страдательных причастиях прошедшего времени.

Для контроля использую задания проверочного опросника, куда включаю вопросы теории и практики, а также словарные диктанты, контрольные диктанты на данное правило. Правописание Н, НН всегда держу на контроле. С начала учебного года учащиеся 8-х классов выполнили две контрольные работы. И ещё есть над чем работать.

Ещё один блок орфографический правил связан с правописанием окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов, букв О и Ё после шипящих в окончаниях существительных, прилагательных, на конце наречий. Здесь тоже свои зоны внимания. Выбираем тот же путь: от теории к практике, контролю, работе над ошибками.

Повторяем склонение существительных, спряжение глаголов, ударные и безударные личные окончания глаголов, обращаем внимание учащихся на то, что все приставочные глаголы имеют те же окончания, что и бесприставочные, от которых они образованы. Напоминаем, что от спряжения глаголов зависит и правописание суффиксов причастий.

Для успешной работы по орфографии необходимо предлагать алгоритм, даю учащимся рекомендации, пошаговые действия.

Для того чтобы закрепить знания учащихся по данной теме, провожу мини-лекции, на которых рассматриваю трудные случаи правописания, обязательно уроки-практикумы и диагностическую работу с анализом выполнения.

Особое внимание обращаю на работу с орфограммами на уроке и при выполнении домашней работы. Предлагаю учащимся следующую работу: из упражнения выписать 15 слов, правильно объяснить орфограмму в приставке, корне, суффиксе и окончании. Оформить работу так, как предложено в задании 5 ОГЭ. Ребята справились с этой работой, на уроке зачитали свои варианты. Вместе сделали коррекцию. Такая работа будет проводить постоянно.

В работе по повторению орфографии использую Интернет-ресурсы. Учащиеся выполняют задания на сайте «Решу ОГЭ» 2020г., «Незнайка» (на сайте есть 10 вариантов ОГЭ и устного тестирования). Хочу обратить Ваше внимание на сайт Яндекс. Репетитор ОГЭ: русский язык, на котором предложены тренировочные варианты для подготовки к ОГЭ-2020. На сайте есть каталог заданий. Репетитор помогает подготовиться к тестам ОГЭ: пройти тестирование и проверить ответы. Чтобы потренироваться, нужно выбрать тему или вариант Репетитор даёт возможность контролировать знания учащихся.

Учитель может отслеживать результаты ученика. Индивидуальный подход в обучении учащихся позволяет повысить качество знаний, создаёт положительную мотивацию к изучению русского языка.

Подводя итог сказанному, повторю, что нужна целенаправленная работа по активизации знаний и умений учащихся при повторении орфографии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!