СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей нач. классов. "Технология критического мышления"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей нач. классов. "Технология критического мышления"»

Технология развития критического мышления

Технология

развития

критического

мышления

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

 Этапы технологии развития  критического мышления Этап вызова Первая стадия – вызов.  Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе. Этап осмысления Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Этап вызова Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Этапы технологии развития критического мышления

Этап вызова

Первая стадия – вызов.  Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе.

Этап осмысления

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Этап вызова

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Первая стадия - ВЫЗОВ «Кластер», «Корзина идей», «Аквариум», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Интервью», «Весы» и другие.

Первая стадия - ВЫЗОВ

«Кластер»,

«Корзина идей»,

«Аквариум»,

«Дерево предсказаний»,

«Верные и неверные утверждения»,

«Ключевые слова»,

«Интервью»,

«Весы» и другие.

Прием «Верные и неверные утверждения» Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства» Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.     Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле? Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды? Верите ли вы, что вода может быть твёрдой? Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами? Верите ли вы, что лёд легче воды? Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота». Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя? Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей? Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.  1 2 + 3 + 4 5 6 7 8

Прием «Верные и неверные утверждения»

Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства»

  • Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
  • Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
  • Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
  • Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
  • Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
  • Верите ли вы, что лёд легче воды?
  • Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».
  • Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
  • Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

1

2

+

3

+

4

5

6

7

8

Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва»   1 2 + 3 + 4 5 6 7 Верите ли вы, что ветер может разрушить горы? Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве? Верите ли вы, что 1 см почвы образуется за 300 лет? Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её? Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы? Верите ли вы, что почва и камень родственники? Верите ли вы, что почва – наша кормилица?   - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. - Мы говорим почва. А что же такое почва?

Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва»

1

2

+

3

+

4

5

6

7

  • Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
  • Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
  • Верите ли вы, что 1 см почвы образуется за 300 лет?
  • Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
  • Верите ли вы, что почва и камень родственники?
  • Верите ли вы, что почва – наша кормилица?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных  Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

земля

растительная земля

вещество

суша, а не вода

место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Кластер» Урок «Русский язык». 2 класс, «Звуки речи» Прием «кластер»  применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится  ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие  опорного конспекта  по изучаемой теме.

Приём «Кластер»

Урок «Русский язык». 2 класс, «Звуки речи»

Прием «кластер»  применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится  ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие 

опорного конспекта  по изучаемой теме.

Приём - таблица «ЗХУ» Урок «Окружающий мир». 2 класс, «Разнообразие растений».

Приём - таблица «ЗХУ»

Урок «Окружающий мир». 2 класс, «Разнообразие растений».

Прием «Весы» Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы». Просим учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией из личного опыта: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.

Прием «Весы»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

Просим учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией из личного опыта: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.

Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».   - Обобщая имеющиеся представления о роли человека в жизни природы, составим положительный и отрицательный денотатный графы. Положительный денотатный граф  Отридцательный денотатный граф

Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

- Обобщая имеющиеся представления о роли человека в жизни природы, составим положительный и отрицательный денотатный графы.

Положительный денотатный граф

Отридцательный денотатный граф

Приём «Аквариум» Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.  Прием «Ключевые слова» По опорным словам составить небольшой рассказ.  Прием «Интервью» Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

Приём «Аквариум»

Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.

Прием «Ключевые слова»

По опорным словам составить небольшой рассказ.

Прием «Интервью»

Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)» Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы.  Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Творческие вопросы.  Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в природе, если бы…?» Оценочные вопросы.  Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» Практические вопросы.  Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы.  Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».

Творческие вопросы.  Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в природе, если бы…?»

Оценочные вопросы.  Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»

Практические вопросы.  Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Письмо по кругу», таблица «ЗХУ», «Авторское кресло», «Сводная таблица», «Уголки», таблица «Лови ошибку», «Пометки на полях», «Бортовой журнал», «Логические цепочки» и другие приёмы.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

«Инсерт»,

«Чтение с остановками»,

схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет»,

таблица «Письмо по кругу»,

таблица «ЗХУ»,

«Авторское кресло»,

«Сводная таблица»,

«Уголки»,

таблица «Лови ошибку»,

«Пометки на полях»,

«Бортовой журнал»,

«Логические цепочки» и другие приёмы.

Прием «Сводная таблица» Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Полезные ископаемые» - Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу. Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. - Заполни Сводную таблицу. Практическая работа в группах.  Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Прием «Сводная таблица»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Полезные ископаемые»

- Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

- Заполни Сводную таблицу. Практическая работа в группах.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт» Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова» Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки: “ V” – галочкой отмечается то, что известно; “–” – знаком “минус” помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; “ +” – знаком “плюс” помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; “ ?” – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация.

Приём «Инсерт»

Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова»

Инсерт – прием маркировки текста.

Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

V” – галочкой отмечается то, что известно;

“–” знаком “минус” помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

+” – знаком “плюс” помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

?” – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация.

Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова»

- Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

1 . Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень. В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2 . Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

3. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обогащает словарный состав языка. Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

4 . Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

Проверка понимания и первичное закрепление.

Что было для вас знакомым из прочитанного?

Что нового вы узнали для себя из этого текста?

У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Урок «Математика» 3 класс, «Угол. Измерение углов» Очень много мы можем измерить. Если мы покупаем продукты, мы можем измерить их массу. Масса выражается в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. Самая крупная мера веса – это тонна. Если необходимо измерить длину, мы можем использовать метр, сантиметр, миллиметр, дециметр. Если нам необходимо измерить время, мы пользуемся временными мерками: секунда, минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век. Оказывается и углы можно измерить. Уже несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов, совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных центральных углов. Эта мерка называется градус. Для измерения используются приборы: весы, секундомер, часы, линейка, транспортир. Транспортир - это чертежный прибор, разделенный на градусы, полукруг для измерения углов. На каждом транспортире есть центр круга и шкала с градусами. Беседа с классом по вопросам. Что вам было уже знакомо? Что вызвало сомнения? Какую новую информацию вы получили?

Урок «Математика» 3 класс, «Угол. Измерение углов»

Очень много мы можем измерить. Если мы покупаем продукты, мы можем измерить их массу. Масса выражается в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. Самая крупная мера веса – это тонна.

Если необходимо измерить длину, мы можем использовать метр, сантиметр, миллиметр, дециметр.

Если нам необходимо измерить время, мы пользуемся временными мерками: секунда, минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век.

Оказывается и углы можно измерить. Уже несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов, совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных центральных углов. Эта мерка называется градус.

Для измерения используются приборы: весы, секундомер, часы, линейка, транспортир. Транспортир - это чертежный прибор, разделенный на градусы, полукруг для измерения углов. На каждом транспортире есть центр круга и шкала с градусами.

Беседа с классом по вопросам.

Что вам было уже знакомо?

Что вызвало сомнения?

Какую новую информацию вы получили?

Приём «Концептуальная таблица». Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Природные зоны». Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу» Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем? 1 группа работает с информацией о климатических условиях 2 группа работает с информацией о растительном мире природных зон 3 группа работает с информацией о животном мире

Приём «Концептуальная таблица».

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Природные зоны».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

1 группа работает с информацией о климатических условиях

2 группа работает с информацией о растительном мире природных зон

3 группа работает с информацией о животном мире

Прием «Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Прием «Логическая цепочка» После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Прием «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Прием «Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.

Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Прием «Письмо по кругу» Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.  Прием «Авторское кресло» Ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.

Прием «Письмо по кругу»

Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Авторское кресло»

Ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.

Прием

Прием "Кубик»

Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :

позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.

«Чтение с остановками» Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом. На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика. На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?» На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации. Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

«Чтение с остановками»

Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.

На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.

На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.

Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов . На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов .

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Толстые и тонкие вопросы», «Письмо другу (маме…)», «Эссе», «Общее – уникальное», «Денотантный граф» и другие.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ

«Шесть шляп»,

«Ромашка вопросов»,

«Синквейн»,

«Диаманта»,

«Толстые и тонкие вопросы»,

«Письмо другу (маме…)»,

«Эссе»,

«Общее – уникальное»,

«Денотантный граф» и другие.

Приём «Шесть шляп» Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений». Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Приём «Шесть шляп»

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!