Выступление на МО учителей начальных классов
Мониторинг предметных результатов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель Попиков Наталья Александровна
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Система оценки предметных результатов
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся, выраженная в баллах. Выставление отметки или определение балла (количественно выраженной оценки) по предметам производится учителем по официально принятой в школе-интернате шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Оценка предметных результатов в школе-интернате вводится со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у большинства обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета и сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Вследствие того, что образование в нашей школе-интернате не является цензовым отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
Цели оценочной деятельности:
Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
Развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий.
Мотивировать ученика на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Описание объекта оценки:
Оценивается любое особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи. Оценка ученика определяется по универсальной шкале уровней успешности достижения планируемых результатов:
Ниже минимального (Низкий уровень достижений) - 0 баллов успешности, оценка «плохо» (отметка «1»). Низкий уровень освоения планируемых результатов (от 0 до 15 % верно выполненных заданий) свидетельствует об отсутствии знаний по предмету или наличии только отдельных отрывочных фрагментарных понятий, Нет мотивации к обучению. Дальнейшее обучение по программе 1 варианта практически невозможно. Достижение этого уровня по всем или большинству предметов является основанием для рекомендации психолого-медико-педагогической комиссией обучения ребенка по программе АООП 2 варианта.
Пониженный минимальный уровень достижений – 1 балл успешности, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижение необходимого минимального уровня. Пониженный уровень достижений (от 15 – 35 % верно выполненных заданий) свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Достижение этого уровня по предметам является основанием для рекомендации психолого-медико-педагогической комиссией обучения ребенка по индивидуальному маршруту без перевода на АООП 2 варианта.
Необходимый минимальный уровень достижений – 2 балла успешности, оценка «удовлетворительно» (отметка «3»). Необходимый минимальный уровень (35 – 50 % верно выполненных заданий) свидетельствует о систематической базовой подготовке, о том, что учащимся освоен необходимый минимум планируемых результатов, являющийся обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение необходимым минимальным уровнем достижений является достаточным для продолжения обучения.
Пониженный достаточный уровень – 3 балла успешности, оценка «хорошо» (отметка «4»). Превышение необходимого минимального уровня (50 – 65 % верно выполненных заданий). Самостоятельное решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
Достаточный уровень – 4 балла успешности, оценка «отлично»
(отметка «5»). Освоение достаточного уровня (свыше 65% верно выполненных заданий). Решение нетиповой задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Выше достаточного (превосходный) уровень достижений - планируемых результатов, оценка «превосходно» (отметка «5+»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников и может являться основанием для рекомендации психолого-медико-педагогической комиссией обучения ребенка по программам VII вида.
Виды контроля предметных результатов
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки-отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль – заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;
при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
возможность получения более высокой оценки своих знаний.
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за первую, вторую, третью учебные четверти и конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Особенности системы контроля и оценивания в 1 классе
В первом классе, а также в течение первого полугодия II-го класса учителем используется качественная оценка, направленная на поощрение стимулирование работы ученика без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
В 1 классе результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи и т.д.).
Оценки по итогам мониторинговых контрольных, срезовых работ в 1 классе и первом полугодии второго класса в журнал не проставляются. Учет уровня освоения программного материала в 1 классе ведется только в таблицах ВШК.
В 1-ом классе домашние задания преимущественно не задаются. Допускаются домашние задания практического характера, направленные на развития графических навыков школьников, развитие мелкой моторики пальцев рук (закрасить буквы, цифры и т.п.)
Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:
Формы контроля в 1-ом классе:
устный опрос
письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).
В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года (без выставления отметок в журнал, но с фиксированием в листах уровня достижения планируемых результатов).
По окончании учебного года учащиеся переводятся во 2 класс на основе характеристики учителя на каждого ученика.
Итоговая аттестация
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП для обучающихся 9 класса проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка по предметам коррекционной подготовки
В 1-9-х классах по предметам коррекционной подготовки (коррекционные занятия, лечебная физкультура, развитие психомоторики и сенсорных процессов) оценивание знаний не проводится.
Оценка деятельности педагогических кадров
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов (стабильный или опережающий) означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка результатов деятельности общеобразовательной
организации
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной организации.