Выступление на МО учителя начальных классов с консультацией для учителей начальной школы на тему:
«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
- Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит - нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном - учительница быстро разобралась и направила его к специалисту.
Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?
Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной
роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях.
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.
Наибольшую группу среди детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с нарушениями письменной речи – дисграфией. Данная проблема встречается у 38% учащихся начальных классов массовой школы, что составляет значительный процент среди других недостатков речи. По мнению А.Н. Корнева, дисграфия становится серьезным препятствием на пути овладения грамотой учащимися начальных классов, в среднем и старшем звене она препятствует усвоению грамматики родного языка [2].
Проблема нарушения письменной речи у детей, прежде всего, начальных классов, разрабатывается на основе системного подхода, который опирается на достижения логопедии, психолингвистики, логопсихологии и других наук.
Чтобы преодолеть нарушения письменной речи у младших школьников, необходимо тесное сотрудничество, прежде всего учителя-логопеда и учителя начальных классов. Оно будет осуществляться наиболее эффективно, если осуществлять специально организованную педагогическую работу, основанную на комплексном развитии фонетического и фонематического компонентов письменной речи, формируя актуальный уровень операциональных компонентов письменноречевой деятельности, используя интернет-технологии. Таким образом, все вышеуказанное позволило определить цель эмпирического исследования.
Наиболее типичными ошибками, которые допускают в письменных работах учащиеся начальных классов, являются следующие:
Ошибки звукового состава: замены согласных, замены гласных, пропуски гласных, пропуски согласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Лексико-грамматические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв
Графические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв.
Ошибки на правила правописания: правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных, правописание мягких согласных, правописание безударной гласной в корне слова (двухсложные слова).
Обследование письменной речи учащихся младших классов позволило сделать вывод, что наиболее частыми видами ошибок являются замены, пропуски, смещения букв, обозначающих при письме звуки, сходные по артикуляции и звучанию. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок переносит свое дефектное произношение и на письмо, что может проявляться в заменах и пропусках букв, которые соответствуют аналогичным ошибкам и в устной речи.
Мной был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на осуществление взаимодействия логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления нарушений письменной речи учащихся начальных классов. Комплекс мероприятий, направленный на взаимодействие специалистов включал в себя: проведение индивидуальных бесед по вопросам зачисления детей на логопедический пункт; комплексную педагогическую работу, направленную на взаимосвязанное развитие фонетического и фонематического компонентов письменной речи; совместные консультации родителей; выработку единых требований к учащимся; информирование учителей о содержании коррекционной работы с детьми; обучение методам контроля правильной речи детей и ее активизации; изготовление для учителей памяток по определению логопатических ошибок; взаимодействие с учителями с помощью интернет – технологий с целью своевременного информирования и просвещения учителей начальных классов.
В процессе формирующего эксперимента были разработаны психолого-педагогические условия, способствующие преодолению нарушений письменной речи учащихся в процессе взаимодействия логопеда и учителя начальных классов.