СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителя русского языка и литературы Подскрыбалиной А.В. на тему « Адаптация пятиклассников»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителя русского языка и литературы Подскрыбалиной А.В. на тему « Адаптация пятиклассников»»

Выступление на МО учителя русского языка и литературы Подскрыбалиной А.В. на тему « Адаптация пятиклассников».


Переход учащихся из начального в среднее звено школы- одна из педагогически важных проблем, а период адаптации в 5 классе – один из трудных периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью-снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. К школьнику впервые предъявляется много требований со стороны преподавателей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния создают множество организационных трудностей. Поэтому каждому учителю необходимо знать психологические возможности детей, разработать систему контроля успешности адаптации учащихся, снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

      Русский язык и литература- одни из наиболее сложных  и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики _ принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят: -изучение , знание « сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;  - понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; - согласование программ и учебников смежных классов;- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой; - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут  изучаться в последующих классах; - согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения. Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Все это говорит об актуальности выбранной темы.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицатель- ными , что обусловлено:- сменой социальной обстановки;               -изменением роли учащегося;- увеличением учебной нагрузки;- изменением режима дня;- разностью систем и форм обучения;- нестыковкой программ начальной и средней школы;-различием требований со стороны учителей-предметников.


Особенности класса:

В большинстве своем ученики 5 класса интеллектуально развиты и эмоционально коммуникабельны.

По работоспособности и активности на уроках класс делится на группы. Достаточно высокий уровень познавательного интереса имеют несколько учеников ( .Бондарев И.,Горбиков Г., Горбикова А.,Великородная А.,Сухенко С..) Также можно выделить группу детей, которые осознанно воспринимают учебный материал, справляются с заданиями, но не проявляют активности (.Каплиева К.,Иванченко В.,Колесников А.,Моргунов Д,.Кривенко М,.итд).

Есть  дети, которые входят в группу риска. Они неусидчивы, невнимательны на уроке. Свои чувства учащиеся иногда могут проявлять очень бурно.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность на занятиях и подготовка домашних заданий на среднем уровне.




Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний в конце 4 и в начале года 5 класса по русскому языку и литературе







РУССКИЙ ЯЗЫК



Русский язык 4 класс – качество 76%.

Русский язык 5 класс – качество 60 %.



Качество знаний по русскому языку в 5 классе снизилось на 18 %.



ЛИТЕРАТУРА



Литературное чтение 4 класс – качество 82 %.

Литература 5 класс – качество 72 %.




Качество знаний по литературе в 5 классе снизилось на 13 %.



Некоторые проблемы пятиклассников:

  • ребята подвижные, требуют постоянного внимания со стороны учителя;

  • недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности, общеучебных навыков;

  • в тетрадях прослеживается несоблюдение единого орфографического режима;

  • отмечается неумение работать самостоятельно;

  • учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, трудности вызывает необходимость учить правила и термины.


На уроках литературы большие сложности вызывает выразительное чтение, подготовка сообщений, рассказов по дополнительным материалам.


Выводы: исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения русскому языку и литературе как средний. Общий настрой класса позитивный. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя на уроках комфортно.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!