СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО воспитателей "Профориентация детей с ОВЗ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей "Профориентация детей с ОВЗ"»

"Правильный выбор профессии во вспомогательной школе –

залог успешной подготовки детей к жизни"  

                                                                                                   Я. Я. Кравалис

      В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.

     Некоторые выпускники коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако  все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

     Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

     В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

     Поэтому профориентационная работа в коррекционной  школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

     Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она  предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника,  на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

     Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Умственно отсталые школьники не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы.  Работа педагогов способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

     Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

     Работа педагогов строится на взаимодействии родителей и учащихся в профессиональном становлении.

     Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не создает у их детей ощущения уверенности и надежности.

     Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.

     Знания умственно отсталых школьников среднего звена о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Учащиеся не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.
    Профессиональные интересы у умственно отсталых учащихся зависят от возраста. У учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий - от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями.

     Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна.

     У учащихся более старших классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда.

     Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5 - 7 классов затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями (но это крайне редко). Лишь незначительное число учащихся называет существенные качества профессии и ее значимость, их профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны.

     Таким образом, видно, что недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние случайные факторы.

     Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

     Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, повар, строитель,  и др.).

      Профессиональное самоопределение подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

     При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения. В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения “куда все - туда и я”. В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль педагогов в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте педагог должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями.

4.“Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа педагога должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители являются “педагогами”. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей.                      

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация;

  • профагитация;

  • профпросвещение;

  • профдиагностика;

  • профконсультация.

     Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии и любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом, который необходимо определить и использовать. Например, при умелой  организации беседы, а также при внутренней готовности учеников можно моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых ситуациях. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования.

     Для облегчения работы по данному направлению существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна - достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

5. Изучение профессиональных склонностей учащихся.

6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни - не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого недостаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.

     Вот темы бесед, проводимых с учащимися моей группы: “Мои жизненные планы”, “Профессии наши родных”, “В мире профессий”, “На кого пойти учиться”, “Все профессии важны - все профессии нужны”, “Поговори со мною…” (ознакомиться более подробно со всеми занятиями можно в моей программе).

     Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих виде. Такие методы называются активизирующими.

1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках классного часа; предполагают работу с целым классом; проводятся воспитателем; предполагают высокую динамику работы.

2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой;

3. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее “игра в тесты”, т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике  эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.

     Приведу пример выявления  предпочтений учащихся 9 класса, целью которого было: изучение специфики профессиональных предпочтений; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям.

     Результаты анкетирования: наибольшую выраженность имеют интересы, направленные, в основном, на  такие виды профессий, как повар(4), парикмахер(2), сварщик(2), строитель(4)

     При анализе анкетирования было выявлено, что не все могут обосновать свой выбор, недостаточны знания о выбранной профессии, условиях работы, режиме труда. На вопрос о том, где можно получить данную специальность, все ответили – в ПТУ. Большинство учащихся считают  уровень своих знаний достаточным для обучения в учебном заведении. Не все знают изучение, каких предметов в наибольшей степени необходимо для овладения выбранной профессией.

     Вывод: успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей является важным условием профессиональной подготовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!