Использование интерактивных методов при обучении иностранному языку в СУЗе.
Овладение навыками коммуникативной компетенцией – одна из важнейших задач при обучении студентов неязыковых сузов . В связи с этим остро встает вопрос о более эффективной организации образовательного процесса и необходимости создания таких условий обучения, при которых студент мог бы чувствовать себя увереннее, преодолеть психологические трудности и снять языковой барьер, препятствующий формированию иноязычной компетенции. Таким образом, возникает необходимость в разработке инновационных методик преподавания и более активном использовании в учебном процессе интерактивных методов обучения при формировании навыков коммуникативного общения.
Межкультурная коммуникация представляет собой сложное явление, привлекающее внимание специалистов различных областей научного знания: социологов, культурологов, психологов, антропологов и филологов. Культура любой страны находится в постоянном взаимодействии с культурными достижениями других народов. В последнее время интерес к исследованию межкультурной коммуникации значительно возрос в связи с расширением возможностей культурного взаимодействия и развитием процессов международной интеграции и мировой глобализации.
В настоящее время разработано несколько концепций и теорий, рассматривающих проблемы межкультурного взаимодействия. По мнению ряда ученых, глобализация влечет за собой культурную гомогенизацию. В этом случае более сильные культуры способствует формированию однородного мира или глобальной культуры. Следовательно, развитие навыков межкультурной коммуникации и формирование толерантного отношения к чужим языкам и культурам становится неотъемлемой частью образования в эпоху глобализации.
В современных условиях выпускник средне-специального учебного заведения нуждается не только в профессиональных навыках. Он должен быть готов работать в команде, иметь навыки ведения переговоров, владеть иностранными языками, легко приспосабливаться к изменяющимся условиям .Соответственно, техникумы , помимо предоставления качественного профессионального образования, должны содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности, формированию гуманистических ценностей и толерантности.
Кроме того, современное коммуникативно-ориентированное обучение должно способствовать формированию умения использовать иностранный язык в реальной жизни, как в профессиональном, так и личном общении с представителями иных традиций и культур. В связи с этим, у преподавателя возникает необходимость создавать такие условия обучения, при которых обучающиеся будут стремиться развивать свои умения и навыки, активизировать творческие способности с целью получения новых результатов своей работы. Использование интерактивного подхода в обучении позволяет оптимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения и сделать его более эффективным.
По мнению ряда исследователей, создание инновационной образовательной среды, основанной на передовых технологиях, является неотъемлемой частью развития системы высшего образования. В связи с этим в рамках реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе все чаще используются интерактивные методы обучения
В последние годы вопрос использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения все чаще привлекает внимание ученых, предлагаются различные пути более эффективного их использования, пересматриваются цели образования, разрабатываются новые образовательные технологии.
Основная цель интерактивного обучения состоит в вовлечении обучающихся в познавательный процесс и предоставлении им возможности рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В ходе совместной деятельности студенты обмениваются своими знаниями и идеями.
В настоящее время вопрос применения разнообразных технологий в образовательном процессе осложняется необходимостью выбора того или иного метода обучения. В контексте данной работы под интерактивными методами обучения мы понимаем такие формы деятельности, при которых происходит широкое взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом в комфортных условиях, что приводит к повышению эффективности процесса обучения.
Обозначим следующие основные задачи применения интерактивных методов обучения: самостоятельный поиск обучающимися способов решения поставленной учебной задачи; стимулирование у обучающихся интереса к работе; развитие жизненных и профессиональных навыков; эффективное усвоение учебного материала; формирование навыка работы в команде; формирование у обучающихся собственной точки зрения.
В этих условиях роль педагога перестаёт быть центральной. Теперь он только организует процесс посредством подготовки необходимых заданий, консультирует, а также контролирует порядок выполнения задания.
Таким образом, можно обозначить следующие особенности интерактивного обучения: самостоятельный поиск решения поставленной проблемы; активизация творческой и познавательной деятельности обучающегося; диалоговый характер интерактивных методов; стимулирование интереса к обучению; наиболее эффективное усвоение учебного материала; формирование жизненных и профессиональных навыков; формирование у обучающихся собственного мнения к проблеме.
Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения способствует развитию творческой активности обучающихся, повышению мотивации к изучению предмета, развитию коммуникативных навыков и формированию активной жизненной позиции. Среди интерактивных методов, применяемых при обучении иностранному языку, можно выделить: дискуссионные, игровые, рефлексивные и методы организации коллективной мыследеятельности.
Дискуссионные методики дают обучающимся возможность сформулировать свою точку зрения относительно поставленной проблемы, способствуют формированию уважительного отношения к мнению оппонентов. Благодаря использованию в учебном процессе различных дискуссионных методик (дебаты, круглый стол, дискуссии) у студентов развивается умение формулировать вопросы, аргументировать свои высказывания, повышается мотивация к изучению иностранного языка
Игровые методики (ролевые и деловые игры, симуляции, интеллектуальные игры) помогают создать умственное напряжение у обучающегося, преодолеть стеснительность и снизить тревожность. Использование деловых игр на занятиях дает возможность максимально приблизить учебный процесс к практической деятельности, учит принимать решения в условиях конфликтных ситуаций, развивать у участников игры командные чувства.
Рефлексивные методы связаны с преобразование собственной мыслительной и практической деятельности через психологические механизмы рефлексии. Применение рефлексивных методик обеспечивает стабилизацию и гармонизацию эмоционального мира обучающегося.
Методы организации коллективной мыследеятельности направлены на развитие навыка самостоятельного поиска решений, формирование умения работать в группе и выступать публично, а также на подготовку учащихся к последующей научной деятельности («Шесть шляп мышления», метод «Ажурная пила», мозговой штурм «Wordweb»).
Применение интерактивных методов при обучении иностранному языку способствует формированию у студентов способностей выражать и отстаивать свое мнение, вступать в спор, получать необходимую информацию, работать в команде, развивать лидерские качества, а также помогает сформировать коммуникативные навыки и умения.
Литература
1.Абзалова С.А., Нелюбина Е.А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 10. – С. 257-260.
2. Азизова С.М. Метод круглого стола в процессе обучения иностранному языку // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 4 (32). – С. 7-11.
3. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Интерактивные методы обучения – основа инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 286-290.
4. Жиронкина О.В. Инновационные методы обучения как основа формирования компетенций в условиях глобализации // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 3 (15). – С. 77-83.
5. Рольгайзер А.А. Применение интерактивных методов обучения в преподавании английского языка // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2016. – Т. 5. – № 4. – С. 56-61.
6. Рольгайзер А.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Социогуманитарный вестник. – 2011. – № 1. – С. 13-17.
7. Рольгайзер А.А., Демиденко К.А. Использование дискуссионных методик в преподавании иностранного языка в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – С. 123-126.