Выступление на тему «Эффективные психолого – педагогические практики повышения качества образования»
К причинам недостижения планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы можно отнести снижение интереса к учебной деятельности, слабые процессы памяти, мышления, слабая концентрация внимания. Несформированность функций самоконтроля и умения действовать по правилам. Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов в учебной деятельности. Быстрая утомляемость. Низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Педагогическая запущенность в семейном воспитании. Пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин.
В 2020-2021учебном году две школы в которых я работаю педагогом - психологом попали в школу с низкими образовательными результатами.
Проделанная работа по выходу из группы ШНОР
Моя работа - педагога-психолога проводится в 3 этапа:
I этап. Установление психологического контакта, эмоциональной связи с ребенком – через диалог (индивидуальные беседы).
II этап. Диагностическая работа – включает в себя диагностику психоэмоционального и интеллектуального развития учащихся. Определения типа трудностей обучения: - Изучение мотивов учебной деятельности неуспевающих учащихся. - Диагностика школьной тревожности учащихся. - Изучение интеллектуального развития школьников (мышление, память, внимание, восприятие). Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом учащемся, которые помогают наметить коррекционно-развивающую деятельность. Средствами работы психолога являются тестовые методики, беседа, наблюдение. Подбор тестовых методов диагностики различен для каждой возрастной категории учащихся:
Познавательная сфера | Личностная сфера |
1 — 4 класс |
1)Таблицы Горбова-Шульте 2) «Пословицы» Б.В. Зейгарник 3) Тест словесно-логического мышления (аналогии, обобщения) | 1)Рисунок человека 2)Рисунок школы 3) Методика «Тревожность» А. Прихожан |
5 – 7 класс |
1) Школьный тест умственного развития (ШТУР) 2) Матрицы Равена 3)Таблицы Горбова-Шульте | 1)Тест «Суицидальные наклонности» З.Королёва 2)Рисунок школы 3)Незаконченные предложения 4)Личностный опросник Г. Айзенка |
8 – 9 класс |
1)Матрицы Равена 2)Сложные аналогии 3)Закономерности числового ряда 4)Тест Айзенка | 1)Тест «Суицидальные наклонности» З.Королёва 2)Тест личностной тревожности Спилбергера – Ханина 3)Незаконченные предложения 4)САН (самочувствие- активность – настроение) 5)Личностный опросник Г. Айзенка |
Сведения об учебной мотивации за апрель и декабрь 2021 г все классы.doc
Для повышения качества знаний была проведена следующая работа:
1.Проведено анкетирование учителей, родителей по теме «Причины низкой успеваемости», учащихся (использовалась методика «Анкета школьной мотивации» Н. Лусканова);
2. Создан Банк данных слабоуспевающих учащихся (выявлены слабоуспевающие обучающиеся и неуспевающие обучающиеся с учебно-познавательной деятельностью с 1-9классы).
III этап. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Данный этап включает в себя следующие задачи: Помощь учащимся в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование положительных взаимоотношений ребенка с коллективом; формирование и стимуляция интеллектуальных процессов. Основное внимание уделяется развитию интеллектуальной сферы. Здесь применяются различные приемы на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, упражнения на расширение кругозора – обсуждение с учащимися прочитанных книг, учащиеся учатся рассуждать, делать выводы. Коррекционные упражнения на развитие воображения: наши учащиеся очень любят упражнения «Не может быть» - охотно сочиняют истории о том, чего не бывает; «Что было бы, если бы…?».
Большая работа проводится по коррекции тревожности и застенчивости, так как нередко причиной трудностей в обучении выступает чрезмерная тревожность и застенчивость школьников, особенно младших классов, здесь работа педагога-психолога ведется в 3 -х направлениях:
- Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением.
- Формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков ведущих к повышению результативности учебной деятельности, создание необходимого «запаса уверенности».
- Перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.
3. Организованы индивидуальные занятия для учащихся с низкими способностями – в течение учебного года
4. Проведены педсоветы по темам:
а) Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях сельской школы»;
б) «Организация работы в общеобразовательной организации с обучающимися, имеющими низкие результаты обучения»
5. Проведены консультации педагога - психолога с обучающимися и их родителями – октябрь 2020, декабрь 2020, март, 2021
Мною были проведены диагностики уровня учебной мотивации обучающихся - Апрель 2021 г. , Декабрь 2021 г., Сентябрь 2022 г., Май 2022 г.; - Повышение доли обучающихся с высокой мотивацией
Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством образования в школе - Декабрь 2021 г., Сентябрь 2022 г., Май 2022 г. - Формирование у родителей мотивации на получении детьми образования
Мною – педагогом - психологом совместно с администрацией школы, классными руководителями была проведена индивидуальная работа с родителями учащихся - Повышение на 20 % доли учащихся самостоятельно занимающихся на платформах Учи.ру, РЭШ и др.
Вовлечение обучающихся в различного рода мероприятия, конкурсы, олимпиады - Повышение качества знаний, разностороннее развитие обучающихся.
Проведение диагностики и анкетирования педагогов и обучающихся - Снижение доли учащихся с риском учебной неуспешности.
В течении учебного года мной, как педагогом – психологом проводится Дополнительная индивидуальная работа с обучающимися в соответствии с планом индивидуальной работы по повышению доли учащихся успешно прошедших промежуточную и итоговую аттестацию, повышению качества знаний.
В течении года в соответствии с планом проводятся предметные недели ( на примет в начале ноября буду проводить неделю психологии) для повышение интереса к изучаемым предметам.
Для снижения доли учащихся с риском учебной неуспешности и
повышение доли учащихся демонстрирующих положительную динамику освоения образовательных программ в школе мною, как педагогом - психологом организованы и проводятся коррекционные занятий с учащимися с риском учебной неуспешности. Так же ведётся индивидуальная работа с родителями учащихся с риском учебной неуспешности для повышение уровня удовлетворенности родителей качеством взаимодействия со школой.