Доклад на тему:
«Активные формы обучения на уроках химии и биологии»
учитель химии и биологии
Воробьева Е. В.
Активные формы обучения на уроках химии и биологии.
«Хороших методов существует столько, сколько
существует хороших учителей»
Д.Пойя
Стремительно развивающееся современное общество ставит перед школой все новые и новые задачи. Одной из таковых является внедрение активных образовательных технологий в процесс обучения. Учитель при этом становится не передатчиком информации, а выполняет роль ведущего процессом обучения, основанном на взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся
1. проблемные лекции,
2.обучающие алгоритмы,
3.анализ конкретных ситуаций,
4. деловые игры,
5. тематические дискуссии,
6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.
Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. В своей практике применяю такие активные методы, как:
Дискуссия на уроке
При изучении химии в 7 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека
Например, при изучении темы «Теории происхождения жизни на земле» задаю проблемный вопрос – Откуда и каким образом появились первые живые организмы на нашей планете?
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению воды», планируемый результат: закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки, формировать исследовательские навыки.
При подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть активными»
Оживляют урок различные командные соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Я использую викторины на уроках химии и биологии. При изучении темы «Физические свойства металлов» провожу викторину «Самый, самый…» (самый тяжелый или самый легкий металл, самый твердый или самый мягкий металл). В разделах по биологии, таких как «Опорно-двигательная или кровеносная системы» и др. использую викторину «Сандар сөйлейді» (например, количество костей (220) и суставов (230) или состав крови).
Мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?"
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;
Пример задания:
Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян, предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им помогает в этом. После изучения разделов по химии, например, «Щелочные металлы» в качестве домашнего задания задаю написание сказки.
Прием «Инсерт». Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным.
Пример задания:
1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида — центральную и периферическую.
Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно — сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.
Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.
Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.
Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.
А. Используя информацию текста, составьте схему:
Б.Проанализируйте информацию текста и напишите к нему 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»
Практический эксперимент. Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей. Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат. Например, в 7 классе по теме «Признаки химических реакций» показываю лабораторные опыты с выпадением осадка, изменением первоначального цвета, выделением газа, образованием теплоты.
Введение новых понятий через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории»)
Работа по созданию шаростержневой модели молекул.
- Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?
- В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета.
- Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения. Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода. Зная это, создайте модель молекулы кислорода.
- Давайте запишем химическую формулу кислорода.
- А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O). Запишем химическую формулу воды.
- Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?
O2 ; H2O
индекс
- Поместите на поднос отдельно существующие атомы:
- три атома водорода (3H)
- четыре атома кислорода (4O)
- Что в данном случае обозначает коэффициент?
3H ; 4O
коэффициент
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Отдельно следует остановиться на этом методе. Использование новых информационных технологий в курсе биологии и химии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Метод «Кластер». Цель – развитие творческого мышления через актуализацию опорных знаний обучающихся. Необходимые материалы: опорный рисунок, доска, мел. Данный метод эффективно используется на этапе актуализации опорных знаний.
В результате использования активных методов в химии и биологии повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |