СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Дистанционное обучение в начальной школе. Проблемы и пути их решения (из опыта работы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст этого выступления подготовлен для презентации с одноименным названием.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Дистанционное обучение в начальной школе. Проблемы и пути их решения (из опыта работы)"»

Выступление на педагогическом совете «Дистанционное обучение в начальной школе. Проблемы и пути их решения (из опыта работы)».

17 декабря 2020г.

Посмотрев и послушав выступления наших учителей, можно подумать: «Как легко и чудесно работать дистанционно в начальной школе! Дети послушные, все работы вовремя сданы, родители помогают…» Но поверьте, все успехи и победы детей и их родителей дались учителям начальной школы с огромным трудом.

Несколько слов из воспоминаний учителей. Период ДО – это период круглосуточной работы учителя, когда мы сидели перед экраном компьютера. Рядом – телефон с постоянными звуковыми сигналами Вайбера. Недалеко от компьютера стояли глазные капли. Дверь комнаты, где мы работали, прикрыта. Во время урока в нее стучались наши родные дети и внуки с просьбой поиграть или покормить. Но мы не сдавались! Ежедневно проводили дистанционные уроки, ежедневно отправляли отчеты, были на постоянной связи с учениками и родителями. Мы выдержали, выстояли, научили, и я считаю, неплохо научили.

В своем выступлении я расскажу о проблемах, которые возникали у учителей в период ДО, а также о путях их решения, если они были найдены. Я говорю «если», потому что не каждую проблему мы смогли разрешить, некоторые из них так и остались проблемой.

На время ДО наше расписание было перестроено. Конечно, мы планировали свой рабочий день согласно расписанию, но нам приходилось ориентироваться и на родителей. Не все родители работали дома дистанционно, а справиться с техникой может не каждый младший школьник. Детям обязательно нужна была помощь взрослого: подключиться, войти в конференцию, отправить выполненные задания и т.д. Иногда нам приходилось переносить уроки на более позднее или раннее время, чтобы родители успели и смогли помочь детям. Следовательно, не всегда получалось работать четко по расписанию.

Еще одна проблема – это техническая оснащенность семей, где учатся два или три ребенка. Ситуация осложнялась тем, что все дети из таких семей могли учиться в одну смену, а присутствовать и работать на уроке нужно было каждому их них. Часто нам звонили родители с просьбой перенести наши уроки на другое время, понимая, что, например, учителя французского языка не смогут этого сделать. Учителя начальной школы, которые учили детей из таких семей, начинали созваниваться и как-то договариваться между собой, кто и в какое время проведет урок, чтобы на нем могли быть все дети класса.

Конечно, если оценивать организацию ДО с точки зрения соблюдения санитарных норм, то обнаружатся нарушения. Мы, как могли, сокращали время, которое дети проводили перед экраном компьютера, планшета или телефона.

Одним из выходов в данной ситуации стали аудиозаписи. Учитель наговаривает необходимую информацию и отправляет детям. Всплывает следующая проблема: если мы хотим адресовать аудиозапись детям, значит, должна быть создана детская группа, в которой общаются по учебным вопросам только дети и учитель. А значит, у каждого ребенка должен быть хороший телефон со всеми нужными для работы функциями и программами. В каждом классе есть дети (пусть их немного), не имеющие такого телефона для учебы.

Предлагаю послушать несколько аудиозаписей, которые учитель готовил для своих учеников.

  1. Начало рабочего дня в 3 классе и подготовка к первому уроку.

  2. В ответ учителю дети присылали свои послания.

Хочется отметить, что аудиозаписи давались учителям не всегда легко. Приходилось по несколько раз их переписывать, слушать, находить ошибки и вновь переписывать. Нужно было правильно рассчитать паузы и время для того, чтобы дети успели сделать записи в тетради.

Такой же трудоёмкий процесс представляет собой подготовка видеозаписей. Они нужны были, если учитель не использовал Zoom, а объяснял новый материал с помощью видеозаписей. По словам учителей, запись приходилось осуществлять по несколько раз, потому что не то сказала, не туда показала, не так руку держала… Некоторые учителя готовили видеозаписи по ночам, когда все «домашние» уже спали. Получается, что ДО требует от учителя круглосуточной работы.

Мы использовали еще один вариант объяснения нового материала – это видеоуроки. Отбор видеоуроков – тоже очень трудоемкая работа, требующая больших временных затрат. Нужно подобрать видео с разных платформ по новой теме и для конкретного класса, просмотреть их все и остановиться на лучшем.

Я думаю, что каждый из нас во время ДО сталкивался с техническими проблемами Интернета: найденное видео не загружалось или не доставлялось, так как некоторые дети были не в городе или там, где Интернета вообще нет; иногда у родителей не получалось отправить фото работ на проверку; сеть Интернет подводила нас во время проведения урока и т.д. Решение этой проблемы, конечно, зависит не от нас.

Организовать ДО можно, если дети нас слышат, видят, понимают, но очень важно, чтобы дети умели писать. В прошлом учебном году к моменту перевода на ДО мы успели научить наших первоклассников писать. В этом учебном году очень переживали учителя, набравшие первые классы. Это была бы огромная проблема, если бы мы не вышли учиться очно. Ведь только учитель в живом объяснении на доске может показать, откуда начинается написание буквы, где заканчивается, как называется тот или иной элемент. Только учитель, проходя по рядам, может взять в свою руку дрожащую ручку ребенка и вместе написать букву.

Конечно, эта проблема касается только учителей первых классов. Но это не единственная их проблема. У первоклассников, как правило, высокая мотивация к учению, но ведь эту мотивацию нужно сохранять, поддерживать и повышать. А как это сделать в период ДО – проблема. Отметки в первом классе мы не ставим. Учителя разработали систему электронных похвалюшек, грамот и высылали их детям за выполненные задания. Так удалось сохранить мотивацию первоклассников.

На уроках при выполнении тех или иных заданий учителя на доске показывают, как нужно оформить запись задачи или упражнения. В период ДО мы использовали эталоны, высылая их в детские и родительские группы в качестве образца. Эта проблема особенно актуальна в первом – втором классах.

С большим количеством проблем столкнулись и учителя 4-х классов. В дистанционном режиме нужно было подготовить детей к ВПР. Учителя 4-х классов вспоминают этот период как два месяца сплошного контроля, но результаты ВПР показали, что наши учителя могут на «отлично» готовить даже в условиях ДО, за что им огромное спасибо.

Все понимают, что проблемы были не только у учителей 1-х и 4-х классов, ведь всем приходилось проверять детские работы через телефон или монитор, выполненные задания присылали в разных форматах и не всегда вовремя.

Все учителя знакомы с двумя крайностями родительского участия в период ДО. Это полное отсутствие контроля и помощи ребенку или чрезмерная родительская инициатива и изобретательность.

Несомненно, что «живой» урок эффективнее и лучше хорошо подготовленного урока в Zoom. Ведь на уроке в школе мы можем договорить начатую мысль, а зумовский урок имеет строгие границы и нужно четко уложиться в отведенные минуты. На уроке в Zoom нет продуктивной обратной связи, дети не могу поделиться своими проблемами, задать интересующие их вопросы. Не нужно забывать про технические сбои в течение урока, когда ребенок мог «вылететь» и больше не вернуться.

Подводя итоги, хочется отметить наличие большого количества проблем, возникших в период ДО у учителей начальной школы. Я рассказала о самых основных. Но несмотря на все трудности мы справились. Мы справились с огромным количеством присланных нам работ, мы научились с детьми понимать друг друга через монитор компьютера, и вообще мы много чему научились, а самое главное – научили детей. А дети и родители присылали нам в ответ признания в любви .

Дистанционная форма обучения – это вариант не для учащихся начальной школы. Её можно использовать для работы над проектами, для повторения и обобщения изученного, но не для объяснения нового материала и не на постоянной основе.

Закончить свое выступление я хочу синквейном.



  • Дистант.

  • Трудоёмкий, круглосуточный.

  • Высылали, получали, проверяли.

  • Чрезвычайно тяжелое время.

  • Проблема


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!