СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

на тему:

 

«Духовно-нравственное развитие и воспитание

младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников"»

МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»




Выступление на педагогическом совете

на тему:


«Духовно-нравственное развитие и воспитание

младших школьников»




Подготовила:

учитель начальных классов

Воронцова Анастасия Юрьевна



2024 год


Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

 В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

        В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

          Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

        Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

        Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Сегодня я расскажу о своей работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся моего класса.

Моя деятельность как учителя по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:

  • сочетание учебной и внеклассной работы;

  • развитие творческой деятельности обучающихся;

  • установление взаимодействия с родительской общественностью.

Она направлена на:

  • формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

  • на воспитание патриотизма и гражданственности;

  • на эстетическое развитие детей;

  • на формирование семейных ценностей.

Духовно – нравственное воспитание красной нитью проходит через все учебные предметы начальной школы. Это уроки русского языка, окружающего мира, истории, технологии, литературного чтения.

Остановлюсь на уроках литературного чтения. В процессе работы над художественным произведением у учащихся формируется умение определять эмоциональный характер героев, давать оценку поступкам героев, способности к сопереживанию, высказыванию личных суждений.

Универсальным способом разговора с детьми на духовно-нравственные темы является чтение сказок. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место героя. Сказка помогает ребёнку размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

На уроках русского языка мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Пословицы хвалят положительные качества человека и порицают его недостатки. С особой силой выражается в пословицах любовь к Родине, к матери. Например: Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Одна у человека мать, одна и родина. Очень часто для написания изложений, диктантов мы выбираем тексты, содержание которых воспитывает в детях любовь к родной природе, заботливое отношение к старшим, бережное отношение к животным.

Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Составной частью духовно – нравственного становления личности является воспитание гражданственности и патриотизма. В прошлом году мой класс учил гимн Российской Федерации. Зная, насколько сложен текст гимна для первоклассников, среди которых ещё не все умели читать, я начала подготовку со знакомства с авторами гимна, с лексическим значением большого количества слов, непонятных детям. Мы учились произносить сначала отдельные слова, потом целые фразы. И только потом исполнили его с музыкальным сопровождением вместе с учителем музыки. На классном часе, посвящённом Дню Конституции, мы вели разговор о родной стране, о символах нашего государства, о правах и обязанностях граждан России, о любви к своей Родине и своему народу.

Воспитанию гражданственности и патриотизма, любви к своей малой родине способствовал конкурс «Расскажи миру о своей Родине».

Хотелось бы остановиться на педагогическом потенциале занятий внеурочной деятельностью. Если предметные результаты обучающихся достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо-культурная практика - организуемое учителем и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения, совместной социально значимой деятельности, способствует развитию взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, в процессе которых ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Посещая занятия кружка «Моделирование», учащиеся развивали свои мыслительные и творческие способности, учились взаимодействовать друг с другом, получали опыт созидательной и общественно – полезной деятельности. Ведь нет ничего дороже, сделанного своими руками! Мы обращали внимание на умение взаимодействовать, работая в паре, в группе, на аккуратность выполненных работ. Всем нам хорошо известно, что если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Именно в семье закладываются такие понятия как любовь, милосердие, добро, уважение. Недаром говорят, что семья, согретая любовью, всегда надёжна и крепка! Ученики моего класса были активными участниками проекта «Родословная». Собрав и оформив интересную информацию о своей семье, дети с большим желанием хотели озвучить результаты своей проектной деятельности.

 В процессе своей педагогической деятельности к концу обучения в начальной школе я наблюдала, как ведут себя дети во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков.

        В конце учебного года  я подвожу итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предлагаю  детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

       Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!