СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете. Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете. Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната»


Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курск.













Выступление на педагогическом совете.

Духовно-нравственное воспитание в условиях школы-интерната





Подготовила воспитатель

Мелешенко В.И.


















г. Курск


                                                                     

«Покинут счастьем будет тот,
                                                                                              кого ребёнком плохо воспитали.
                                                                                              Побег зелёный выпрямить легко,
                                                                                              сухую ветвь один огонь исправит».
                                                                                                                                      Саади


    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Процесс духовно-нравственного воспитания рассматривается нами как формирование у детей таких качеств и свойств, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность. 


Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. К.Д.Ушинский говорил: «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному – вы не достигли цели воспитания».

Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках интерната, лишенных родительской поддержки -имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций

Целью духовно- нравственного воспитания является: формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. 

Чтобы достигнуть поставленной цели мы работаем над решением следующих задач: 

Задачи:

Воспитывать цельную личность, понимающую и принимающую свои обязанности; способную к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.

Знакомить с национальной культурой и воспитывать чувство национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

Формировать образ семьи, как величайшей святыни; воспитывать традиционную бытовую и семейную культуру, потребность в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

Работу по духовно – нравственному воспитанию можно разделить на следующие направления:

Воспитание морально- нравственных качеств личности

Воспитание семьянина

Воспитание гражданина России

Сохранение православных традиций

Работая по этим направлениям, мы используем следующие формы:


беседы, часы общения, рассказы,

путешествия, диспуты, турниры,

игры нравственного и духовно-нравственного содержания,

рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,

проведение совместных праздников,

просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,

экскурсии, целевые прогулки по городу,

тематические вечера эстетической направленности,

организация выставок поделок, рисунков,

постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,

творческие вечера


Приведем некоторые примеры традиционно проводимых нами воспитательских мероприятий.

В рамках направления «Воспитание морально- нравственных качеств личности» хочется отметить, следующие, проводимые мероприятия:

«Хлеб всему голова», в форме игры «Поле чудес»;

«Праздник книги»;

Час общения «Труд красит человека»;

Игра-путешествие «Земля-наш дом»;

«День смеха и веселья», «День добра»; интеллектуальная игра «Тайный друг»; «Путешествие в страну этикета»; «Почта добра»; «Знать, уметь, привыкать»

Акция «Мы помним тебя, ветеран»;

Традиционно проводятся праздники, посвящённые Дню матери, Дню Защитника Отечества, 8 марта

Дети-сироты лишены родительской любви, лишены нормальных семейных отношений. Этот негативный социальный опыт выражается в подрыве психического и физического здоровья. Дезадаптация детей-сирот влечет за собой низкий уровень жизненной самореализации, в результате чего снижается потенциал и развивается потребительское отношение к социуму. В связи с чем важным направлением работы с нашими детьми является направление «Воспитание семьянина».

Этому способствуют мероприятия:

Познавательно- практическое занятие «Гость в дом- радость в дом»; круглый стол «Кто в доме хозяин»; посиделки «Традиции русского чаепития»; «День семьи, любви и верности», «День именинника»; «Семейные траддиции»

. В последнее время стало более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач и поэтому одно из направлений воспитательной работы – это воспитание гражданина России.

По этому направлению проводятся беседы, воспитательские часы: «Конституция России и права человека», литературная гостиная «Россия- Родина моя».«Подросток и Закон», цикл бесед «Мои права и обязанности»

праздники, посвящённые красным датам нашего календаря и дням воинской славы России.

Неотъемлемой частью этого направления является воспитание любви к своей малой Родине.

Проводились мероприятия: устный журнал «Курск-город воинской славы», викторина «Знаменитые земляки Курска». поэтическая гостиная «Край родной».

Обязательными стали экскурсии по городу с посещением музеев, выставочных залов, памятных мест родного края .

Любовь к Родине нельзя привить без знания традиций и обычаев своей страны. В этом направлении проводится большое количество мероприятий.

Обязательно отмечаем все православные праздники, посещаем храмы и святые места Курска, знакомим с традициями русской кухни и русского гостеприимства.

Большую помощь в работе по направлению оказывают встречи с молодёжным представительством Курской епархии и казачеством.

Каждый год наши дети под руководством воспитателей участвуют в большом количестве конкурсов, способствующих, в том числе, и воспитанию нравственных качеств. Вот лишь некоторые из них: «Отец, отчество, отечество», «Пасхальная радость», «Время Георгия Свиридова», «Ты не один», «Рождественский свет», «Братья наши меньшие», "Я выбираю ответственность", "Моя планета в добрых руках", «Дед Мороз- Единоросс», «Самой лучшей маме в самый лучший день», «Люблю тебя, мой соловьиный край».

Нравственное воспитание - это не только специально организуемые мероприятия, но и каждодневная воспитательная работа, направленная на привитие моральных норм и нравственных качеств личности.

В духовно - нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Процесс духовно-нравственного воспитания в группе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на воспитанников.

Формы работы с детьми:

беседы, часы общения, рассказы,

путешествия, диспуты, турниры,

игры нравственного и духовно-нравственного содержания,

рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,

проведение совместных праздников,

просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,

экскурсии, целевые прогулки по городу,

тематические вечера эстетической направленности,

организация выставок поделок, рисунков,

постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,

творческие вечера,


 Направления работы воспитателей школы-интерната:

Познавательная деятельность.

К данной группе будет относиться проведение разнообразных интеллектуальных игр и викторин («Умники и умницы», «Хочу все знать», «Карусель знаний», игра-викторина «Эти чудесные сказки», «Великие изобретения», Игра "Что? Где? Когда?", Турнир знатоков русского языка, «Откуда мы родом», Квест Форт Бояр).

Проводили с детьми беседы, связанные с поднятием интереса к учебе: «Учение – это труд», «Люди науки», «Интересное об известном», открытое мероприятие «Праздник книги» направлено на поддержание интереса современных детей к художественной литературе, привитие любви и уважения к книгам.

Ежемесячный выпуск газеты «Большая перемена», где отражаются важные дела, события из жизни детей. Воспитанники пробуют себя в качестве редакторов, журналистов, пишут свои первые статьи. В этой работе также решаются  важные задачи духовно-нравственного воспитания детей.


Ценностно – ориентированная деятельность.

С целью воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека в школе – интернате с детьми проводится немало различных мероприятий: час общения «Конституция Российской Федерации. Государственные символы», «Права и обязанности детей», воспитательский час «День освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков", игра-путешествие «К звездам! День космонавтики», час общения «Русский солдат умом и силой богат", открытое мероприятие «Вперед, мальчишки!», акция «Я рисую Россию», посвященная празднику День России.

В своей работе с детьми уделяем большое внимание формированию представлений о нормах морально-нравственного поведения. Воспитательские часы: "Правила поведения в школе и на уроках","Без друга в жизни туго", "Можно и не ссориться" воспитывают в детях дружелюбие, заботу о других, дисциплинируют их.

Воспитанию нравственных чувств и этического сознания, обогащению нравственного опыта ребёнка опытом других людей, затронуть душу ребёнка помогают рассказы на этические темы, например "Жестокий урок", "Слепая лошадь", чтение и просмотр русских народных сказок. Это помогает детям понять суть добра, честности, справедливости, осознать ценность хороших поступков. Каждый ребенок очень любит себя. Для маленького человека оценка «ты плохой» — самая трагичная оценка. Врожденное стремление ребенка быть хорошим — не основа ли добра, заложенная в нем Богом? Для малышей — быть хорошими очень важно. Ради этой оценки ребенок готов исправиться, поделиться. Отсюда задача — сохранить у ребенка желание быть хорошим, потому что это важно и для него, и для всех, кто его окружает. С хорошим всегда хорошо. Делаешь хорошо — значит, тебя будут любить!

Воспитательные мероприятия, направленные на воспитание культуры поведения в гостях, знакомство с традициями русского гостеприимства, с правилами этикета: «Знать, уметь, привыкать», «Гость в доме – радость в доме».

Необходимо, чтобы воспитанники не только выучили основы этикета, но и соблюдали их. Именно поэтому мы, воспитатели, стараемся контролировать своих подопечных (например, следить за тем, как они ведут себя в столовой, на переменах, на мероприятиях и так далее).

Ежедневно проводим индивидуальные беседы с воспитанниками по воспитанию культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками: "Будь сдержанным", Делай только хорошо и не делай плохо", "Терпение и труд все перетрут", час общения «О культуре общения», беседы «Вежливый слушатель», «Чем грозит сквернословие», «Как жить в согласии с собой и с другими». В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и поведению других людей.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

В наших группах работала мастерская умельцев "Поможем птичкам перезимовать", была проведена акция "Покормите птиц зимой»", проведены открытые мероприятия устный журнал «Земля – наш общий дом», «Экологический серпантин», «Экологический поезд», «Осенний калейдоскоп», работали над изготовлением экологических плакатов. Все эти мероприятия были направлены на воспитание любви к природе, на бережное отношение к животным.

Трудовая деятельность направлена на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

Стараемся привить воспитанникам важность и необходимость труда, уважение к чужому труду. Организовано дежурство по группе, организация и проведение генеральных уборок и субботников, работа на клумбе, выращивание рассады цветов. Проведение операции «Чистый дворик», «Уют», «Озеленение группы», смотр "Каждой вещи - свое место", «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Воспитательские часы «Профессии все хороши — выбирай на вкус!», «Хвала рукам, что хлебом пахнут!», открытые мероприятия «Путешествие в город Мастеров», поле чудес «Хлеб всему голова» показали воспитанникам разнообразие профессий и их важность, а также дали представление о профессиях хлебороба, агронома, комбайнера, пекаря. В декабре работала мастерская Деда Мороза «Мы встречаем Новый год!», где ребята готовили новогодние украшения для группы.

Общественно-полезная деятельность.

Эта группа мероприятий направлена на развитие у детей милосердия и сострадания, заботы о других.

Проводились беседы во время воспитательского часа: «Что есть милосердие?», «О волонтерах», а также помогали пожилым людям на хуторе Моква, поздравляли с праздниками учителей и воспитателей, которые находятся на заслуженном отдыхе. При подготовке к празднику День Победы ребята приняли участие по уходу за памятниками.

Встречи с давними друзьями: молодежная организация Курской Епархии, Казаки, волонтерский отряд «Забота» из медико-фармацевтического колледжа, Алла Ким и др. воспитывают в детях чувство радости, доброжелательности, уважения к людям, стремления пообщаться с гостями и узнать побольше нового, закрепляют правила поведения при встрече с гостями, учат быть благодарными.

Художественно-творческая деятельность направлена на

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Мероприятия данной группы должны быть направлены не только на развитие желания творить, но и на развитие патриотизма, любви к людям, любви к культурным ценностям.

Формированию условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей у ребят, развитию их эстетического вкуса были участия в конкурсах рисунков: Областной конкурс рисунков «Детству безопасные дороги», городской конкурс детских исследовательских и творческих работ «Время Г. Свиридова», Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», Конкурс "Энергосбережение - разумное решение" , Областной конкурс «Рождественская открытка», конкурс "Моя планета в добрых руках", конкурс рисунков «Космос глазами детей», Художественно-благотворительный конкурс "Пасхальная радость", конкурс плакатов «Телефон доверия», конкурс рисунков "Я выбираю ответственность",

К каждому празднику ребята готовили поздравительные открытки и плакаты: День учителя, День народного единства, Новый год, День защитников Отечества, Масленица, 8 марта, Прощай школа. Ребята не только старались выполнить аккуратно, красиво, но и получали знания о происхождении этих праздников.

Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир воспитанников, развивают их эстетический вкус. Спектакль "День рождение кота Леопольда" в Драматическом театре им. А.С.Пушкина, цирковые представления, новогодние представления в Доме Пионеров, в ДК "Лира", губернаторская елка в Драмтеатре, благотворительная акция «День добрых дел в Курском цирке», Мегагринн «Космос» развлечения на батутах, 9 вал, выставка оружия и концерт Пограничных войск ,….., Литературный музей, где дети стали участниками музейного урока «Твори добро», музей «Юные защитники Родины», выезды в город на День города, на День Победы, возложение цветов к памятнику танкистам.

Выезжаем с ребятами на экскурсии в храмы нашего города, посещали Областную научную библиотеку им. Н.Н. Асеева в Пасхальную неделю, где проходил Пасхальный фестиваль «Золотые купола», благотворительные Пасхальные и Рождественские концерты в киноцентре духовной культуры им. Щепкина.

Духовно-нравственное воспитание включает ознакомление детей с основными православными праздниками и их участие в этих праздниках.

Проведенные мероприятия «Праздник Иван Купала», «Широкая масленица», «Веселое Рождество», «Святки», «Прощеное воскресение», «Пасха» способствовали закреплению знаний об истории происхождения этих православных праздников, о православных традициях, обычаях и обрядах.

В наших группах сложилась традиция семейных праздников с чаепитием. Это День города и Крестный ход из Коренной Пустыни; День народного единства и православный праздник Казанская Матерь Божия; День учителя, День Матери, праздник Новый год с оформлением праздничного стола, Рождественские колядки, Пасха, традиция чествовать именинников.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Это делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты артиста. Наши воспитанники: Аноко И., Бойкова Н., Бойков Д., Горбачев В., Лунтовская А., Старикова Л., Тугаринова П., Шиншинова М., Черняева К., Сяпукова Н., Хлупин С. принимали участие в концертах, посвященных Дню народного единства, День Матери, День учителя, Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта.

Все эти мероприятия способствует развитию у детей навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа, а также помогают детям вырасти добрыми, трудолюбивыми и ответственными, благодарными, любящими свою Родину, стремящимися помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимися к людям других национальностей, верований и убеждений.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни

Беседа «Дети в семье», час общения «Семья и вредные привычки», круглый стол «Взаимоотношения в семье», открытые мероприятия: час общения "Традиции семьи", «День семьи», «Кто в семье хозяин», направлены на закрепление представлений о семье – как величайшей ценности, созданной человечеством за весь период существования, о нравственных взаимоотношениях в семье.

Часы общения «О здоровой и полезной пище», «Вредные привычки», конкурс рисунков «Разговор о правильном питании», «Мы за здоровый образ жизни», беседа «Быстрый бутерброд до добра не доведет», Веселые старты, «Здоров будешь – всё добудешь», «Зов джунглей», а также посещение занятий на спортивных секциях «Дзюдо», «Пауэрлифтинг» направлены на расширение знаний о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья, способствовали формированию у воспитанников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.

Деятельность свободного времени.

В свободное от занятий время ребята с удовольствием занимаются в кружках: «Цветы и петельки», «Экопластика», «Рукоделие», в театральной студии «Ангажемент».

Организована работа комнаты СБА, где дети учатся готовить, печь. Было проведено открытое мероприятие «Кулинарный поединок». Эти занятия решают задачи духовно-нравственного воспитания: помощь и взаимоподдержка, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, самоуважение, патриотизм и толерантность через изучение национальных и бытовых традиций, особенностей национальных кухонь и др.

 

Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой и др.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности мы видим, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть настоящими людьми.

 

Список литературы: 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. //«Народное образование». — 2005. —№ 6. —С. 319

2. Бапинова И.Н. Педагогический поиск. - М.: "Педагогика",1988.

3. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!