СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю выступление на педагогическом совете по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Выступление на педсовете

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Эпиграфом к своему выступлению будут замечательные слова Яна Амоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Академик Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности

 Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.

 Естественно-научная грамотность — способность человека научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Глобальные компетенции — это сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Одним из важных учебных предметов гуманитарного и естественно-научного циклов в образовательной системе является русский язык и литература. Основная цель филологов заключается в введении обучающихся в мир словесности.

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие  ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Первое, чему мы должны научить обучающихся - это умение вдумчиво читать, так как это залог успешного усвоения знаний, и поэтому начальным этапом  функциональной грамотности является читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

- Поиск информации

- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении

- Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
По данным социологических опросов современные подростки практически не берут в руки книгу. Школьники младших классов увлекаются чтением художественной литературы, книги любят, а подростки читают ради получения хорошей оценки.

Основная причина - информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно - культурной среде.

Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и

для образования.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности: 
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). 
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 

     На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

1.Найти и извлечь (сообщение или информацию). 

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для развития данного умения: конспекты, рефераты, доклады, книжки-малышки, литературный журнал, сборники стихов, презентации, таблицы, схемы и т.д.


Группа 2

2.Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или связывать и толковать.

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для

развития данного умения: раскадровка, рисуем стихи, характеристика персонажа через рисунок, фишбоун, характеристика персонажа через его окружение, что в сумке героя?


Группа 3

3.Осмыслить и оценить (сообщение). 

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

На уроках литературы можно использовать следующие виды работ: литературная визитка героя или автора, обложка книги, презентация «Моя любимая книга».

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;

  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

  • переформулировать вопрос и сообщения текста;

  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

  • выражать свои мысли письменно.


Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности: 
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). 
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 

 На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность.

Практическая часть

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается этот процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий любой сложности.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотности чтения (или смысловое чтение).

Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.

Рассмотрим один из самых простых, но очень важных приемов, которые очень помогают на уроках.

Прием «Тонкий и толстый вопрос» «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет

по две идеи».

Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Как вы думаете, почему обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?


Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звать…?

Было ли…?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?


Такой прием позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвертый лишний», «Слабое звено», «Закончи предложение».

Одним из видов дидактической игры может быть сочинение лингвистической сказки.

Работа над формированием функциональной грамотности обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение..

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков лучше использовать отдельные моменты. Это могут быть словарные диктанты. Интересное представление новых словарных слов помогает эффективному усвоению и развивает важнейшие интеллектуальные качества школьников и речемыслительные процессы.

Одним из видов словарных диктантов может быть терминологический диктант, в котором нужно узнать слова по толкованию лексического значения. Для этого вида подбираются слова на одно правило.

Например, изучается правило о написании Ы и И после Ц. Диктант проводится следующим образом: я читаю и задаю вопросы, а дети отвечают одним словом – термином.

1.      Как называется дословная выдержка из текста? – цитата

2.      Каким словом можно назвать обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам? – дисциплина

3.      Как называется предмет для вычерчивания окружностей, дуг? – циркуль

4.      Как называется систематизированное собрание каких-либо предметов? – коллекция

Одновременно идет и орфографическая работа, и работа со словом.


Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тема: “Текст”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

«Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.

Пример. Просим учеников составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

I. Вопросы на уроках.

 1. Креативность и гибкость мышления развивается при выполнении таких заданий:

Составить вопросы к рассказу И.С. Тургенева «Муму» по начальным словам:

Кто? Как? Когда? С чего? Почему?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Вот пример инструкций, которые можно составить с учащимися 5 класса после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Эту работа проводится в парах.

Законы тайги

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Советы идущему в лес

Памятка идущему в лес.

1. Продумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Если ты заблудился

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

2. Завершая работу над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», можно задать детям такое домашнее задание:  

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.

О чем бы могли вам рассказать Жилин и Костылин? О чем бы вы их спросили?

Выполняя данное задание, у обучающихся развивается воображение. Им нужно вспомнить все события рассказа и выбрать те, которые вызывают у детей наибольший интерес, извлекая информацию из текста.

 3. При чтении рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» предлагается использовать прием «Недописанный тезис». Выполняется с опорой на текст учебника.  
С одной стороны, Бирюк____,  но с другой стороны, _____  , ПОТОМУ ЧТО____

4.Задание  на умения осмыслить и оценить содержание и форму текста.  (тип-описание, повествование и рассуждение, стиль жанр).

 Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания

…Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

 1. Какой тип речи использован в тексте?

2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь (Нива)».

  Функциональная грамотность на уроках русского языка.

 1.Работа с текстом.  

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается на примере работы с текстом: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.

Задания к упражнениям усложняются:

1.По ходу чтения предлагается подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю.
2.Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?

3.Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю.

4.Подробно изложи текст публицистического стиля.

Сравним два задания:
Традиционное задание. Прочитайте текст. Какова его основная мысль?

 

В тексте идет речь о синонимах.

 
1.В одной из книг по языкознанию сказано, что синонимы – это очень часто «то же, да не то же». Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, доказывающие правильность этой мысли, используя следующий текст. Какова его основная мысль? 2.Сформулируйте самостоятельно задания к тексту и предложите их выполнить в классе. 3. Выберите примеры употребления слов, о которых говорит автор, из художественных произведений.  
Справа — новое задание с расширенным функционалом. Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно.

2. Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова

3. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Лепесток-вопрос

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  1. Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?»

  2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

  3. Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

  4. Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

  5. Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

  6. Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка. Научиться писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи учеников я часто использую сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, которые развивают образное мышление ученика. Например, при изучении имени прилагательного в 6 классе писали сочинение-миниатюру о зиме.

Итак, мы рассмотрели несколько аспектов функциональной грамотности. Эти аспекты могут развиваться не только на уроках русского языка. Они относятся к метапредметной области.

Использование различных методических приемов на уроках русого языка влияет на мотивацию учащихся к обучению русского языка и итоговые результаты.

1.      Появилась возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне.

2.      Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

3.      Слабые учащиеся получают возможность испытать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Какие платформы можно использовать для формирования функциональной грамотности?

Последнее время чаще всего используются ресурсы РЭШ (Российской электронной

школы), Домашние задания онлайн (Физикон), приложение PISA(Физикон) онлайн-школы Фоксфорд. Эти электронные ресурсы позволяют не только проверить знания и получить оперативно результат, но и решать задания с элементами PISA . При работе детей с данными ресурсами оттачиваются навыки владения компьютером.

Как показывает практика, решение заданий детям дается непросто, особенно на платформе РЭШ. На мой взгляд, одна из основных проблем, это неумение детей работать с текстом, выделять главное, неумение понимать суть вопроса, поэтому спектр работы для педагога довольно большой и основная задача — это слаженная работа учителей начальной школы и учителей -предметников.

Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!