СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках  внедрения  ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


Выступление на педагогическом совете

по теме:

«Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО»



Подготовила учитель биологии

Артеменко Людмила Васильевна



Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Васили
й Сухомлинский


Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, её творческим способностям.

Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. (слайд 2)

Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся в изучении курса биологии остаётся актуальной проблемой.

Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения данных методов на уроках биологии для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.

ФГОС ООО предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться». (слайд 3)

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. В жизни человека прикладное искусство осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несёт обобщённую информацию о типе жизни и миросозерцании природы.

Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определённого уровня навыков, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи.

Таким образом, знание теории, трудовые навыки, не должны отрываться от решения творческих задач. Творческий замысел – это ещё не существенный образ, возникающий в сознании человека. А на сознание влияет воспитание, воображение, память, знания, уровень жизни, общественные отношения в среде, круг друзей, функциональная, нравственная, эстетическая оценка предмета.

Детское творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны, основная цель детского художественно-прикладного творчестваформирование творческого мастерства.

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процессе выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания школьником отдельных приёмов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения, творческого замысла.

Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности. Подготовка сберегает время для исполнения, поэтому учащимся нужно прививать серьёзное отношение к подготовке, тогда будет успех в осуществлении замысла. Исключительную роль в достижении успеха при исполнении играет владение школьниками необходимыми умениями, навыками, привычными действиями, которые они получают в процессе практической или теоретической деятельности.

Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует применять различные группы приёмов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идёт речь, сравнить с другими, делать выводы, выразить своё отношение к нему.

Чем живёт сегодняшний ученик? Наше время очень сильно отличается от того времени, которое было 10 лет назад, даже 5 лет назад. В любую свободную минуту ученик стремится к играм (на компьютере, в телефоне, планшете), чаты, видео просмотры в ТикТок, Youtube, Вконтакте и т.д. В сети Интернет огромный поток информации, порой информации и видео, более интересной ученику, чем урок биологии.

Символом нашей эпохи становится слово – ИНТЕРЕСНО. Конечно, очень трудно с этим соперничать, но делать это можно и нужно!!!

В условиях реализации ФГОС ООО к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Задача учителя: научить обучающихся творчески мыслить, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами задачу формирования творческого личности обучающихся.

Структура и содержание программы по биологии претерпели особенные изменения, в связи с переходом на ФГОС ООО.

Главное изменение - изучение биологии теперь начинается в 5 классе, взамен курсу природоведения.

На уроках и во внеурочное  время создаю условия для сознательного, активного участия обучающихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, уделяю внимание активным методам обучения, а выбор этого метода зависит от цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя.

В своей практике применяю такие активные методы, как:

  1. работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

Например, задача о бабочке «Что случилось с червячком?» по теме «Чешуекрылые», 8 класс.

«Жили-были четыре друга: мышонок, цыплёнок, червячок и муравей. Пошли они гулять и на берегу пруда встретили лягушонка, который позвал их в воду — плавать. Друзья не умели плавать и лягушонок стал над ними смеяться: «Ну куда же вы годитесь? Вы — трусишки!» Друзья решили отправиться в плавание и вместе построили кораблик из куска коры, прутика и большого листа вместо паруса. Друзья весело плыли на кораблике, но вдруг туча закрыла солнце, усилился ветер и началась гроза. Цыплёнка смыло волной, но его спас лягушонок. А остальных выкинуло на островок… Червячок исчез. Появляется прекрасная бабочка.

Что случилось с червячком? Червячок превращается в бабочку. Опровергните или докажите это суждение.

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом». (слайд 5)


2) широко использую на уроках загадки, пословицы, поговорки.  Произведения устного народного творчества  делают урок более интересным, познавательным, насыщенным, позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.


3) мозговой штурм (индивидуальный, парный, групповой) - специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника.

Например: "Что произойдёт, если на Земле исчезнут все бактерии?"; (слайд 6)


  1. сказки-игры применяю для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад  в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.

Задание:  Составить формулу цветка. (слайд 7)


  1. творческие задания: составить кроссворд, синквейн, исправить ошибки в научном тексте.


  1. работа с учебником: обучающиеся самостоятельно читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу. Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Это позволяет дифференцировать работу с обучающимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности. (слайд 8)

  2. приёмы создания проблемной ситуации. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приёмами. Например, предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Так на уроке биологии в 9 классе по теме «Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты» привожу такие данные: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объёме крови может раствориться примерно 0,1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?» (слайд 9)

Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки». (слайд 11)

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.

Например: на уроке биологии в 9 классе, изучая тему «Иммунитет и его виды», можно использовать исторические факты: «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки–пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. XIX века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?» (слайд 12)

При изучении темы «Пресмыкающиеся» в 8 классе можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишённой кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?» (слайд 13)

  1. применение краеведческого материала на уроках биологии позволяет создать атмосферу, при которой дети чувствуют необходимость учебных занятий, воспринимают с интересом новые знания, ощущают себя участниками, а не сторонними наблюдателями происходящего, делятся результатами исследовательской работы по краеведению.

Ученики 6-7 классов довольно часто испытывают затруднения при формировании таких логических универсальных учебных действий как умения подводить частные явления под общее понятие, закон. Преодолеваем с ребятами это противоречие с помощью краеведческого материала. При изучении тем «Мхи», «Хвощи, Папоротники», «Голосеменные», «Покрытосеменные» предлагаю детям задание: сравнить строение растений данного отдела, произрастающих на территории Донецкой области с растениями, произрастающими в других климатических зонах. На основании сходства указать общие признаки отдела. (слайд 14)

Ещё одной из наиболее доступных и эффективных форм, которую я применяю в своей работе является экскурсия. Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий. Мы живём в холмистой местности (в народе это называют «бугры»), осенью или весной ходим с ребятами туда на экскурсию, изучаем растения, произрастающие на территории родного края, также неоднократно посещали с ребятами зоопарк, расположенный неподалёку от нашего посёлка.

Использование элементов краеведения на уроках биологии способствует формированию не только высокой биологической и экологической грамотности обучающихся, но и ценностного отношения к природе родного края, системы знаний, взглядов и убеждений свободной, ответственной, духовно богатой личности, направленных на осознание необходимости постоянной заботы о сохранении природы своей «малой родины». (слайд 15)

  1. практический эксперимент. Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами обучающихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента обучающиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.

Интересным приёмом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с обучающимися мы пытаемся объяснить полученный результат.

Например, при изучении темы «Грибы» ставим следующие задачи:

- показать строение шляпочного гриба;

- рассмотреть многообразие грибов на нашей планете;

- ввести в понятия определения «грибница», «гифа», «плодовое тело».

- развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать;

- повысить интерес к предмету биология;

- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.(слайд 16)


  1. обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся.

Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, делает занятия более наглядными и интересными. 

Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счёт фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. 

11) метод проектов: форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. (слайд 17)

Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы обучающихся, развития их творческих и познавательных способностей  предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиады, конкурсы.

Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия обучающихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Есть древняя мудрость, которая гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его  напиться  нельзя».

Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины, но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не произой-дет,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

На уровень творческой и познавательной активности ребёнка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.

Формирование способностей – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности.

Формирование творческих способностей ведёт к развитию у учащихся склонностей к какой-либо деятельности, которая в дальнейшем определяет у них свои жизненные планы. (слайд 18)

Несформированные способности тормозят развитие прогрессивной самооценки, а следовательно, и склонностей, что ведёт в свою очередь к недоразвитию личности.

Таким образом, наиболее существенным фактором личностного развития школьника выступают способности – как база формирования всесторонне и гармонически развитой личности, как основа формирования индивидуальности обучающегося.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!