СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете" Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете" Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося»»


муниципальное казенное образовательное учреждение

«Селищенская основная общеобразовательная школа

имени В.М.Крылова»













Педсовет на тему:


Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося.











Учитель: Арличенкова Н.А.



2019год.

  

Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь   в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

- общие интересы;       

- стремление приспособиться в специфических условиях;

- авторитет лидера;

- наличие социальных норм.

Принцип сотрудничества:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков учащихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- диалогичность в общении;

- отсутствие страха;

- использование чувства юмора;

- не бояться сделать ошибку и признать её.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива,  и в организации его воздействия на личность учащегося. Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

1)    Открытость деятельности классного руководителя:

«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

2 ) осуществление обратной связи:

После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3)сотворчество (сотрудничество в творчестве);

4)успешность (с использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность на конкретный результат дела;

7) привлекательность деятельности.

     В чем же состоит работа классного руководителя по развитию  индивидуальности уч-ся? Прежде всего, разумеется, в изучении особенностей его личности, Надо знать уч-ся, чтобы, воспитывая, создавать условия для его максимального развития. Вот почему первейшей  заботой классного руководителя должно стать установление дружеских  контактов с уч-ся: через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия и т. д.  Искусству инструментировать  внимание к  уч-ся надо учиться.Изучение уч-ся, всех  вместе и каждого в отдельности. Должно осуществляться постоянно и непрерывно. Распознать их состояние, мотивы поступков, отношения, симпатии и антипатии для опытного воспитателя не так сложно, ведь дети не умеют " прятать" себя, они открыто и экспрессивно проявляют свои эмоции. Это, однако, возможно при одном непрерывном условии: " прочитать" можно, если читать постоянно, тренируясь в этом умении изо дня в день, в непосредственном общении с детьми.

    Личность ученика по- настоящему не понять, если не знать положения, которое он занимает в системе межличностных отношений в групповом коллективе. Как известно, это положение бывает для него благоприятным или неблагоприятным: оно может стимулировать, тормозить или даже подавлять, глушить развитие индивидуальности.

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения со сверстниками. То этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого уч-ся, а различные отношения создают различные группы. Это могут быть сплоченные группы или  несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе, поэтому могут быть группы социальной или антисоциальной направленности.

   Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться  в специфических условиях, авторитет лидера.наличие социальных норм и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от других групп,. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего сосуществования, это процесс длительный. Личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной  жизнью друг без друга не могут.

    Наблюдения за коллективной деятельностью, взаимообщением на уроках и переменах, выполнением поручений, а также создание ситуаций выбора       («Кто хочет? С кем хочет? Кому поручим?")  помогают педагогу обнаружить систему складывающихся отношений, И тогда только при их  учете можно планировать воздействия на уч-ся.Не менее важно при этом знать и ту сферу общения, в которой находится учащийся в свободное время: те ли у него товарищи, что и училище; кто из них в числе близких друзей; каким видом деятельности занят ученик в свободное время (кружок, секция,  просмотр видео программ); какое место в его жизни занимает эта дополнительная деятельность и эта сфера общения.

   Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных отношений, рассматривается как позитивное явление, т.к. организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать с сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить , при работе с группой нужно учитывать ее специфику ( например возраст),особенности ее сплочения, и , используя демократические принципы, гуманистические нормы отношений, создавать коллектив воспитанников.

Деятельность классного руководителя по воспитанию личности уч-ся не будет результативна, если  не удастся выработать единую позицию всех педагогов, работающих в данной группе. Единая педагогическая позиция- это общность требований, предъявляемых уч-ся, поддержка воспитательной линии классного руководителя другими педагогами, а значит, закрепление социально значимых норм поведения, развитие гражданских, нравственных качеств личности.

Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нем выполненных пунктов) не достаточна. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива  должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме- плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!