МДОУ Детский сад № 1 с.Терса
Выступление на педсовете
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Матвеева Л.П.
2020-2021 уч.год
ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ, В КОТОРОМ РЕБЕНОК РАДУЕТСЯ, ИГРАЯ, А В ИГРЕ ОН ПОЗНАЕТ МИР!
Театр один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Значение театрализованной деятельности
Театр - всесторонне развивает ребенка:
формирует знания об окружающем мире;
Активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
Развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
Формирует у детей представление о театре как об искусстве, воспитывает у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствует их музыкальные способности при создании художественного образа;
Совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
Развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; на развитие мышления, воображения, внимания, памяти; на развитие фантазии; на формирование волевых качеств; а развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных , организаторских, двигательных и т.д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду.
Театрализовано-игровая деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра в НОД:
во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Успешность обучения в школе зависит от уровня развития речи. Театрализованные игры входят составной частью в занятия по речевому развитию. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованные игры также входят составной частью в занятия познавательного развития, художественно-эстетического развития, широко используются на занятиях по социально-коммуникативному развитию, и конечно же, украсят любой праздник.
Новый подход к организации театрализованной деятельности -Театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей . - Предоставление ребёнку возможности для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.
Приобщение детей к театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется по программе дополнительного образования «Играем в сказку», которая ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Руководители кружка: воспитатель Матвеева Л.П., музыкальный руководитель Нестерова О.Г.
При построении развивающей предметно-пространственной среды особое внимание уделялось соблюдению принципа гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Во всех возрастных группах оформлены театральные центры. Все они отличаются друг от друга, так как реализуют фантазии педагогов и их представления о том, какими средствами эффективнее подтолкнуть детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР:
Режиссерские игры СТЕНДОВЫЙ ТЕАТР Театр на фланелеграфе ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ТЕАТР НА РУКЕ ТЕАТР МАСОК ТЕАТР ЖИВОЙ КУКЛЫ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ИНСЦЕНИРОВАНИЕ потешки песни небольших сказок небольших литературных текстов Творчество детей
Театральные центры представлены разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.), разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольные конусные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр ложек, и пр. ), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления .
Речь ребенка и виды театра: пальчиковый театр. Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев , движение кистями рук , игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок , фланелеграф и магнитная доска. Развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками , у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Конусный, настольный театр. Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
сопровождать движения пальцев речью;
побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр на перчатке. Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Игра-драматизация Самый « разговорный» вид театрализованной деятельности . В этой игре идет целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых:
это совместная деятельность детей на прогулке, вне НОД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне НОД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей:
В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализовано-игровая деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Взаимодействие с семьёй
Наш детский сад тесно сотрудничает с родителями. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких результатов.
Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. и вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках, и у детей возникает желание следовать их примеру.
Планируемые результаты. Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась различными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Результаты работы
Анализ работы ДОУ по театрализовано-игровой деятельности показал, что развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Театрализованная деятельность- это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализовано- игровой деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Воспитатель Матвеева Л.П.