СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете на тему "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя на педсовете в свете современных требований по воспитательной работе в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете на тему "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"»



Воспитание патриотизма на внеклассных занятиях и уроках русского языка и литературы

Выступление на педсовете учителя русского языка и литературы и классного руководителя 10 класса «а» Костыриной Л.А.

Дитя входит в духовную жизнь окружающих

его людей единственно через посредство отечественного языка…

К.Д. Ушинский.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка

В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания патриотизма: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.

В процессе воспитания патриотизма на уроках русского языка используются следующие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.

2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.

3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.

4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений.

5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

6. Упражнение в патриотическом чувстве.

Так как воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава» и дидактические материалы, например, отрывки из стихотворений.

При изучении союзов, сложных предложений, местоимений я использую отрывки из стихотворений русских поэтов, например, Евгения Евтушенко:

Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну, а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли.

или Константина Симонова:

Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города, покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда.

Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.

В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм? Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.

Например, в 5 классе при повторении темы «Правописание – тся и — ться в глаголах» вначале записываем пословицы :

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Где кто родится, там и пригодится.

прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:

- Какая из этих пословиц применима к делам вашего класса?

- Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?

Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.

Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог — родное слово».

Одна из важнейших сторон патриотического воспитания — воспитание любви к родной природе.

Игорь Северянин писал:

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на Земле в красоте!

Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя — развить интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство — одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам. Хороший способ – работа с детьми над синквейнами. Вот один из синквейнов, написанных учениками на уроках:

Родина.

Единственная, наповторимая.

Согревает, воспитывает, оберегает.

Любим, как мать родную.

Судьба.

При подготовке к сочинению на ОГЭ также используем и развиваем творческий потенциал. Создавая сочинение на тему «Что такое природа?» ВЫБИРАЕМ ЛУЧШИЕ СИНКВЕЙНЫ, НАПРИМЕР:

Природа.

Живая, любимая.

Учит, совершенствует, радует.

Слита с человеком воедино.

Мудрость.



В упражнениях учебников, методических пособий для 5, 6 классов много текстов, темой которых является описание природы, — это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В. Пескова, И.С.Тургенева и многих других.

Например, при закреплении темы «Приставки пре- и при-» использую текст

В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:

«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»

А при закреплении темы «Роль имени существительного в речи» в 5 классе я предлагаю учащимся тексты стихотворений русских поэтов, например, А.А. Фета:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина.

Систематическая работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Любимый уголок природы», «Мой край», «Улица моего детства». Такие сочинения бывают очень интересными. Дети видят красоту в самом обыкновенном.

Например, в одном из сочинений по картине я читаю:

«…Вижу небольшое озеро недалеко от дома , вдоль которого растут развесистые кудрявые ивы, опускающие свои тоненькие ветви-косы до самой воды. Стоит подуть лёгкому ветерку, и длинные ветви начинают плавно покачиваться, гоняя по воде лёгкую рябь. В такие минуты эти печальные красавицы кажутся мне живыми».

Часто на уроках встречаемся с текстами на экологическую проблему. Прочитаю одно сочинение, в котором чувствуется боль ребенка за состояние окружающей среды и природы. ( Читаю сочинение)

При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов.

Известный художник И.И.Левитан любил природу всей душой, и ему хотелось, чтобы чувства эти разделились. Именно о нем говорили: «Левитан — великий поэт природы»

Многие пейзажи Левитана навеяны стихотворениями И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева.

На примере таких картин, текстов ученики учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу.

Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.

Таким образом, русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.



Патриотическое воспитание на уроках литературы

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости мы видим в древнерусской литературе, в летописи Повести временных лет, изучающейся на протяжении трех лет. Изучая « Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении « Слова о полку Игореве».Так результатом изучения в 9 классе «Слова» появилась большая стенная газета под названием «Актуальность «Слова о полку Игореве», где ребята показали в своих высказываниях насколько современно это произведение древнерусской литературы.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: Ребята! Не Москва ль за нами?

При изучении романа « Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В.Гоголя « Тарас Бульба» - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С.Пушкина « Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина (Пугачев). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: Что подтолкнуло человека совершить такой поступок? А как бы ты поступил на его месте? Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Толстого «Русский характер». Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются на уроках. С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А.Некрасова (На Волге), И.А.Бунина (Косцы), В.П.Астафьева (Васюткино озеро), М.М.Пришвина (Кладовая солнца) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Внеклассная работа – обширное поле для воспитания патриотизма и гражданственности. На классных часах знакомились в 8 классе с пионерами- героями, с историей памятника пионерам в селе Лосево. Работали над проектом «Пионеры – Герои Великой Отечественной войны». Также в классе нами был создан проект «Моя семья в истории Отечества», создавая который ребята увидели в своих дедушках и бабушках незаметных героев , погибших и на фронтах, и в тылу, и в трудовых буднях. Со своим проектом ребята выступали на школьной научно- практической конференции.

На внеклассных часах наш класс познакомился с именами Зои Космодемьянской, Юрия Гагарина, ребята собирали материал в Интернете и мы провели классный час «Блокада Ленинграда», «Оборона Москвы».Неподдельный интерес вызвал у ребят классный час , посвященный Дню рождения комсомола, им было интересно узнать не только о наградах комсомола, но и почему у меня есть значок комсомольский и какую работу я выполняла, будучи в комсомоле, мой рассказ о стройотряде вызвал много вопросов. Больше всего их удивило, что об этом интересном времени у меня почти нет фотографий. Я им объяснила, что это была наша обычная повседневная работа на каникулах и мы не считали нужным это афишировать и запечатлевать.

Сегодня работаем над проектом «Мой класс в истории школы», создаем альбом для нашего музея.



Заключение

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Огромное значение имеют русский язык и литература в патриотическом воспитании, ведь патриотизм одна из составляющих нравственного воспитания. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

В заключение хочу заметить, что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.

Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли…

Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!

Успеть познакомить своих учеников с богатством и разнообразием русского языка.

Успеть привить любовь к родной природе, родным местам.

Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.

Успеть сформировать самые сокровенные качества личности — патриотизм и гражданственность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!