СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете по теме "Профориентационная работа, как средство воспитания и профессионального самоопределения обучающихся в условиях СУВУ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме "Профориентационная работа, как средство воспитания и профессионального самоопределения обучающихся " в Ишимбайском СУВУ по итогам обучения в 2020-2021 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме "Профориентационная работа, как средство воспитания и профессионального самоопределения обучающихся в условиях СУВУ»

5


Профориентационная работа, как средство воспитания и профессионального самоопределения обучающихся в условиях СУВУ

Согласно постановлению Министерства труда РФ от 27.09.2013года утверждено положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке обучающихся, в соответствии с которым, «профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов человеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержке и развитии природных дарований, а также проведении комплекса социальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».

Ежегодно в нашем учреждении совершенствуется система профориентационной работы с обучающимися, целью которой является оказание помощи нашим девочкам в принятии решения выбора профессии, приобщает их к социально-значимой деятельности, что, в дальнейшем, позволит нашим выпускницам безболезненно адаптироваться в обществе, социализироваться, построить более позитивную траекторию своего жизненного успеха.

Мастера производственного обучения всегда занимались воспитанием и профессиональным самоопределением обучающихся на уроках теоретического и больше, практического обучения, приучая и воспитывая уважение к труду и к человеку труда.

Одной из эффективных форм профориентационной работы является создание условий для обучающихся, приближенных к реальному производству, например:

Швейными мастерскими выпускается готовая продукции, которая реализуется населению, средства от реализации продукции идут на улучшение материальной базы училища. Также, мастерские обеспечивают швейной продукцией самих воспитанниц.(сумма)

Хочется отметить мастера п/о Султанбаеву Г.В., которая совместно с педагогом дополнительного образования Евсеевой Д.А. создают прекрасные сценические костюмы для театрального кружка, продолжая работу над проектом «Моделирование и пошив сценического костюма».

Строительная группа под руководством мастера Шенкоренко Л.Ф. очень много делает для улучшения внешнего вида зданий и помещений училища, особенно необходимо отметить работу группы строителей по ремонту холодного склада, укладки плитки в туалете второго этажа и в переходе между школой и УПМ, в медсанчасти.

Группа садовников работает на учебно-опытном участке и собирают урожай, выращенный руками обучающихся, под руководством мастеров п/о, воспитателей и учителей. С мая месяца по сентябрь обучающиеся проходят учебную практику на цветниках, огороде и яблочно-вишневом саду учреждения, принимая активное участие в посадке, поливе и обработке участков. Общая их площадь составляет 4,5га, в том числе площадь учебно-опытного участка 1,3га. Группа садовников вырастила и реализовала рассаду овощей и цветочных растений, а также обеспечила нужды училища рассадой овощных и цветочных культур.


Наименование

Выращено

Реализовано

1.

Цветочная рассада

6750шт.

2721шт.

2.

Помидоры

8000шт

7410шт.

3.

Перец

1200шт.

1075шт.

4.

Рассада огурцов

200шт.

55шт.

5.

Капуста

1200шт.

1200шт.



Группа парикмахеров сочетают учебную практику с волонтерской деятельностью. Раз в неделю они посещают социальный приют для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которым оказывают бесплатные парикмахерские услуги. В этом году наши девочки оказали услуги 48 воспитанникам приюта.

Также нельзя не отметить, какую огромную работу провели наши обучающиеся под руководством воспитателей, мастеров п/о, учителей по благоустройству территории при подготовке к Ассамблее, это несомненно способствовало приобщению наших воспитанниц к социально-значимой деятельности, повысило их статус.

В этом учебном году обучающимся выдано 46 свидетельств на получение профессии, из которых 16 на повышенный третий разряд.

Профессии

Получено свидетельств по профессии

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

Всего

1

разряд

2

разряд

3

разряд

Всего

1

разряд

2

разряд

3 разряд

4

разряд


Штукатур

9

-

1

7

5

-

2

3

-


Маляр

8

-

-

7

5

-

2

3

-


Швея

25

-

17

8

15

-

11

4

-


Садовник

3

-

3

-

3

-

-

-

3


Парикмахер

5

-

-

4

-

-

-

-

-


Горничная

-

-

-

-

12

1

11

-

-


Официант

-

-

-

-

6

-

-

3

-


Итого

50

-

21

26

46

1

26

13

3




Анализируя данные о выдаче свидетельств, можно сделать вывод о том, что, по сравнению с прошлым учебным годом количество выданных свидетельств о присвоении разряда по профессии уменьшилось. Это произошло из-за того, что 11 человек обучались в группах профессионально-трудового обучения, и не могли получить профессию в силу своего возраста. Тем не менее, благодаря введению в учебный процесс профессии горничная сроком обучения пять месяцев, данную профессию за год смогли освоить две группы обучающихся, а также девочки с диагнозом ОВЗ VIII вида (интеллектуальные нарушения). Также, благодаря реализации программы горничная была решена проблема обучения профессии обучающихся, поступающих и выпускающихся в середине учебного года.

На профессиональное самоопределение обучающихся оказывают влияние проведение предметных олимпиад по профессии. Предметные олимпиады по профессии стали традицией и ежегодно в феврале - марте месяце проводятся в учебном заведении. Такой же традицией в течение уже многих лет являются конкурсы профессионального мастерства по профессиям: швея, штукатур, парикмахер, садовник, в этом году добавились горничная и официант. По итогам проведения предметных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами, что так же повышает их самооценку в профессиональном росте. Так, победитель предметной олимпиады по профессии штукатур Цурикова Яна в этом учебном году поступила в «Курганский государственный колледж» на обучение по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Участие в различных конкурсах, где обучающиеся заняли призовые места или стали победителями:

Мастер

Конкурсы

Обучающиеся

Место

Хусаенова З.Ф.

Чемпионат World Skills для воспитанников СУВУ, г. Щекино

Афутина Виктория

Призер, 2 место

Шенкоренко Л.Ф.

Чемпионат World Skills для воспитанников СУВУ, г. Щекино

Ткачева Ольга

Призер,3 место

Савельева Ксения

Медаль «За мастерство»

Валиева Г.Г.

Чемпионат World Skills для воспитанников СУВУ, г. Щекино

Зубавичус Анна

Медаль «За мастерство»


Гарифуллина З.Г.

Всероссийский конкурс «Талантливое поколение»

Афутина В.

Киреева Д.

Васимова В.

Диплом

Всероссийский конкурс профмастерства «Педагог года – 20-21гг»

Гарифуллина З.Г.

II место на первом этапе в номинации «Мастер производственного обучения».

Всероссийский конкурс на лучший арт-объект, посвящённый празднованию 80-летия системы профессионально-технического образования

Афутина В.

Киреева Д.

Васимова В.

Сертификат

Мичурина Г.Р.

Всероссийском конкурсе на лучший арт-объект, посвящённый празднованию 80-летия системы профессионально-технического образования

Малоземова Ангелина

Сертификат

Гусева Н.А.

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный уровень

Гайнуллина Софья

Призер, 2 место

Галиева Э.Г.

Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!»

Скляревская Виктория

Диплом победителя, 1 место

Всероссийская олимпиада школьников, муниципальный уровень по предмету технология, школьный этап

Истомина Алина

Прокопьева Даша, Карпунина Лиза, Карягина Вероника, Савельева Таня

Победитель,1м

Призеры

Галиулова О.М.

Всероссийский творческий конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»

Мартьянова Кристина

Победитель

Всероссийский творческий конкурс

«Здравствуй, Новый Год!»

Шульпина Светлана

Победитель

Экскурсии также оказывают большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. В 2020-2021 году были проведены экскурсии для обучающихся по профессии горничная в гостиницу «Виктория», для обучающихся по профессии официант в ресторан «Гурман», для обучающихся по профессии садовник в Ботанический сад и Лимонарий г.Уфа, для обучающихся по профессии швея на трикотажную фабрику. Возможно, посещение экскурсии в Ботанический сад и Лимонарий повлияло на поступление в аграрный техникум на специальность Мастера ландшафтного дизайна Минаковой Жанны.

Для того чтобы мотивировать обучающихся на освоение профессии необходимо формирование у обучающихся целостного представления о содержании профессии. Этому посвящены профессиональные недели. В течение этих профессиональных недель мастера производственного обучения проводят мастер-классы, открытые уроки, конкурсы, олимпиады, презентации, оформляются профориентационные и тематические стенды, фотоальбомы, конкурсы стихотворений, пословиц, поговорок, кроссвордов. Например, на неделе штукатурного дела в феврале месяце был проведён мастер- класс по оштукатуриванию оконных и дверных откосов в помещении медсанчасти.

Особо значимой является проблема формирования обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, обучающихся к труду.

В этом учебном году впервые в мастерских были проведены профессиональные пробы по профессиям: швея, парикмахер, садовник, официант, горничная, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник. Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает «погрузиться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках.

Отличительная особенность проектирования профессиональных проб заключается в том, что они дают обучающимся:

- первичный опыт профессиональной деятельности (без вывода на реальное производство);

- умение анализировать свои знания, способности и умения с точки зрения максимальной выгоды (и для профессии, и для себя);

- возможность ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем.

Мастера п/о по каждой профессии, реализуемой в учреждении разработали программы профессиональных проб, критерии оценивания выполнения практических заданий, на которых проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей к профессии у обучающихся.

Профессиональные пробы проводились с 40 обучающимися, составляющими целевую группу. Один пример, касающийся профессиональных проб по строительным профессиям. В результате проведения профессиональных проб наибольшее количество баллов набрали обучающиеся Коруллина Кристина, Быстрова А., Киреева Д., Федорян Лиза. В этом учебном году эти девочки вошли в строительную группу. На профессиональной пробе по профессии штукатур бывшая обучающаяся, участница всероссийского конкурса профессионального мастерства Савельева проводила мастер –класс по набрасыванию раствора на поверхность стены. По профессии маляр мастер класс по выполнению малярной отделки проводила бывшая обучающаяся, участница всероссийского конкурса Ткачева Ольга .

Большое значение в выборе профессии имеет работа с родителями. Всем родителям девочек целевой группы были разосланы опросные листы для того чтобы родители задумались о будущем своих детей и помогли девочкам в их профессиональном самоопределении. Не от всех родителей мы получили ответы, эта очередная проблема над которой нам необходимо работать, необходимо проводить больше онайн-конференций и семинаров с родителями, чтобы заинтересовать их в профессиональном самоопределении наших воспитанниц, получать от них обратную связь.

Уважаемая Наталья Васильевна! Анастасия оканчивает школу и ей предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю ее дальнейшую жизнь. Мы бы хотели переговорить с Вами о профессиональном самоопределении Анастасии.


Ваша фамилия, имя, отчество: Майданова Наталья Васильевна.

1. Уверены ли Вы в том, что Ваша дочь определилась в выборе профессии. Выбрала ли Ваша дочь учебное заведение для продолжения образования? Да, выбрала (Сыктывкарский торгово-экономический колледж).

2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование дочери? В профтехучилище.

3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием дочери или нет? Пока совпадает.

4. Если выбор дальнейшего места учебы дочери не совпадет с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь? Соглашусь с ее выбором.

5. Укажите, какие способности проявились у Вашей дочери? Художественные, музыкальные.

6. В какой области деятельности Вы советуете заниматься ей в дальнейшем? В сфере обслуживания.

7. Какие занятия более всего привлекают Настю во внеучебное время? Ее интересует чтение и она охотно посещает кружок рисования.

8. Сможете ли Вы оказать своей дочери помощь при поступлении




Данные о выпускницах представлены в данной таблице.

ФИО

Получили профессии в Ишимбайском СУВУ

Где обучаются

Специальность, профессия

1.

Бобоева Махдия

-

Вечерняя школа

8кл.

2.

Гуляева Анастасия

-

Обшеобр. школа

8кл.

3.

Мартьянова Кристина

Швея

Горничная

Спец.школа

парикмахер

4.

Пабина Тамара

Швея

Горничная

Политехнический колледж

повар-кондитер

5.

Минакова Жанна

Швея

Штукатур

Маляр

Аграрный техникум

мастер ландшафтного дизайна

6.

Ткачева Ольга

Швея

Штукатур

Маляр

Колледж сервиса и торговли

повар-кондитер

7.

Хаметшина Диана

Швея

Штукатур

Маляр

Колледж строительства и архитектуры

эксплуатация и строительство зданий и сооружений

8.

Цурикова Яна

Швея

Штукатур

Маляр

Курганский государственный колледж

эксплуатация и строительство зданий и сооружений

9.

Зубавичус Анна

Швея,

СПО парикмахер

Торгово-экономический колледж

парикмахер

10.

Афутина Виктория

Швея

Официант

Садовник

Экономический колледж

бухгалтер

11.

Кузнецова Кристина

Штукатур

Маляр

Политехнический колледж

мастер отделочно-строительных и декоративных работ

12.

Кассинова Евгения

Швея

Садовник

Горничная

Медицинский колледж

сестринское дело

13.

Вербова Анастасия

Швея

Парикмахер

Гуманитарно-политехнический колледж

дошкольное образование

14.

Квитко Дарья

Швея

Штукатур

Маляр

Государственный педагогический колледж

Учитель начальных классов

15.

Курышева Валерия

Швея


Колледж технологии и сервиса

Повар-кондитер

16.

Уварова Анастасия

Швея

Садовник


Московский колледж им.Талалихина

Парикмахер

17.

Савеня Ксения

Горничная

Гидроэнегетический техникум

Наладчик станков

18.

Елистратова Арина

Швея

Штукатур

Маляр

Не учится

-

19.

Курская Анастасия

Швея

Горничная

Садовник

Не учится

-



Результаты профориентационной работы:

Не смотря на, что только 7 человек из 19 продолжили обучение по профессиям, освоенным в нашем учреждении, остальные по приезду домой продолжили обучение по другим профессиям. Напрашивается вывод, что необходимо проводить профессиональные пробы не только по профессиям, реализуемым в нашем учреждении, но и знакомить их с другими профессиями посредством встреч с интересными людьми, профессионалами, приглашая их на мастер –классы, проводя виртуальные экскурсии , встречи с работодателями, онлайн- встречи с бывшими выпускницами, достигнувшими высоких результатов в своем профессиональном росте.

Сразу хочется отметить, что наиболее востребованными профессиями на которые охотно поступают девушки нашего учреждения являются строительные профессии – маляр и штукатур, парикмахер и официант. Профессии, на которые девушки поступают без особого желания, это швея, горничная и садовник. Мне кажется, что мастерам производственного обучения необходимо на заседаниях МО проработать тему повышения мотивации наших воспитанниц к получению данных профессий, усилить профориентационную работу в этом направлении, так как на самом деле все профессии, которые осваивают обучающиеся в УПМ, являются востребованными на рынке труда.

В конце своего выступления, хотелось бы отметить, что большая работа была проведена по оснащению новых мастерских – по подготовке горничных и официантов, а также учебной оранжереи и зимнего сада в теплом переходе учреждения. Благодаря поддержке Фонда защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и освоению средств проекта «Старт в профессию» были оборудованы мастерские по этим профессиям. Но нельзя не отметить, что остаются открытыми вопросы по материально-техническому оснащению строительных мастерских, утеплению и приведению в соответствие с агротехническими нормами учебной оранжереи.

Проблемы:

- не на должном уровне проводится работа с родителями по профессиональному самоопределению обучающихся,

- профориентационная работа пока еще не охватывает все подразделения Ишимбайского СУВУ,

Пути решения:

- активизировать работу с родителями обучающихся,

- профориентационная работа должна охватывать все подразделения Ишимбайского СУВУ.

- совершенствовать материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских,

- совершенствовать работу по приобщению обучающихся к социально-значимой деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!