«Построение образовательного процесса на основе
духовно-нравственных ценностей».
(Выступление на педсовете)
Подготовила учитель технологии
МБОУ «СОШ № 2 г. Харабали»
Орехова Л. В.
26.02.2018г
Перед современным учительством стоит сложнейшая задача – возрождение
духовности и нравственности. Школа – это место, где дети получают не
только образование, но и где происходит формирование духовно-ценностных ориентиров.
Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в школе предметов и т.д.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается гармоничное
духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» рассчитана на учащихся 3-4 классов на один год обучения.
Программа «Учусь понимать других» - 3кл, «Учусь общаться» 4кл.
Главная цель программы — формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей и подростков: отношения со сверстниками и
взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на
будущее и т.д.
Темы программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у учеников познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.
Форма проведения занятий: Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.
Школьники осваивают несколько видов игр. Сюжетно - ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ». 4 класс «Как понят! друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка», закрепление представлений детей о доброжелательных отношениях между людьми.
Виды занятий: рисование «Рисование улыбки», «Бабушки и дедушки, с праздником, днем пенсионера», « 1 декабря – день борьбы со СПИДом», «Добро и зло», «Доброта спасет мир»
Обучение детей общению с людьми. Игры-тренинги на основе реальных жизненных ситуаций. Соревнование «Приветствие».
Выявление трудностей при общении с людьми и преодолении их. Игры-тренинги «Похвала», «Радость», «Отказ».
Что такое интонация. Выявление представлений о роли интонации в общении людей.
Формирование представлений о значении мимики и жестов в общении. Тест «Самооценка». Игры, инсценировки, обучающие общению с помощью жестов и мимики.
Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Обучение умению ценить дружбу. Иллюстрация законов дружбы.
Как сказать «нет» и отстоять свое мнение Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»- не говорить!»
Игра по правилам: 3 класс «Твоё настроение», «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка». 4 класс «Цветовая карта; настроения класса», «Да» и «нет» - не говорите!».
Образно ролевая игра: 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.
Планируемые результаты:
-полученные знания позволяет детям понять, почему им нужно заботиться о
своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
-дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям
здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- дети научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избе-
гать конфликтов с окружающими;
-дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного
приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
2. Вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся был и остается главным в работе классного руководителя, потому что школа - один из островков, где воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, уважения к национальным ценностям страны и ее культурным традициям, любви к людям и ко всему живому на Земле.
Такие понятия как любовь, вера, сердечное тепло, доброта всегда будут ценностями жизни человека. Этим категориям нельзя научиться, они не могут быть просто перенесены в личный опыт ученика, этот опыт складывается в практической деятельности, творчестве, в общении.
Виды деятельности
Исследовательские работы, классные часы, беседы, экскурсии, просмотр
фильмов, встречи с известными людьми.
Решаемые задачи
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства
патриотизма; формирование позитивного отношения к базовым ценностям
общества.
Наш музей Боевой славы, который является системообразующим фактором духовно-нравственного воспитания учащихся школы. - благодатная почва для воспитания школьников, позволяющая формировать у учащихся опыт самостоятельной деятельности, воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству.
Экспозиции музея широко используются классными руководителями в воспитательном процессе (2017г кл.час 6 «А», к 9 мая), (2017г – экскурсия ЛОЛ ко Дню памяти и скорби).
На уроках технологии во время проведения Акции «Подарок ветеранам» ученики изготавливают открытки ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов.
В плане воспитательной работы класса
Кл.час по теме: «Явление экстремизма в молодежной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист (Профилактика экстремизма и всех его проявлений в молодежной среде. Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; выявление возможных конфликтных ситуаций и факторов радикальной идеологии).
15.02.18 г – «Масленица пришла!» привитие национальных традиций и праздников.
16.11.17г-16 ноября–Международный день толерантности» «Как сделать мир лучше?» в русском языке (толерантность) – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относитьсяк их промахам и ошибкам.
12.01.18г - Классный час «Хочу, могу, надо в моей жизни» (Цель: формирование основ гармоничного развития личности)
Классный час на тему:«Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого!» Цель: профилактика правонарушений в интернете, повышение безопасности и правовой защищенности в глобальной сети.
Кл.час «12 декабря – день принятия Конституции РФ». Воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу.
Классный час на тему: «9 декабря – День Героев Отечества», «Во имя жизни на Земле (ко Дню Победы)»
Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Кл.час «Волонтеры – будущее России!» ». Ребята узнали, что и волонтер, и доброволец выполняют очень большую роль в жизни общества. Это слова — синонимы, которые обозначают деятельность людей, участвующих абсолютно безвозмездно, бесплатно, по своей воле и желанию. Неважно, сколько тебе лет, есть ли у тебя специальность, важно то, что ты вместе с другими волонтерами занимаешься важным делом: помогаешь больным людям, ветеранам ВОв, участвуешь в уборке села, территории школы, парка, организуешь, уход за бездомными животными и др. Волонтеры умеют наладить контакт с пожилым человеком.
Кл.час «Трезвая Россия – урок трезвости», «Мой выбор – нет наркотикам!»
Кл.час «75 лет Сталинградской битве» (Краеведческий музей г.Харабали)
Кл.часы «Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми», «Учись дорожить дружбой»
Трудовая деятельность: субботники в перке «Юбилейный», уборка школьного двора, экскурсия в ПЧ -6.
Творческая деятельность: участники школьного хора – исполнение военно-патриотических песен, на школьных мероприятиях, плакаты ко Дню здоровья, чаепития в классе.
Успехи и неудачи:……
Итог Школа – это живой, развивающийся организм: каждый прожитый день и час дарит нам и ученикам радость общения, познание нового и интересного.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Это новый заказ государства школе.
Без памяти – нет истории, без истории – нет культуры,
без культуры – нет духовности, без духовности – нет воспитания,
без воспитания – нет Человека, без Человека – нет Народа!
В.А. КАРАКОВСКИЙ