Таксономия
это иерархически взаимосвязанная система
(от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
Таксономия Б.Блума (1956г.):
Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.
Дейл Карнеги.
Таксономия Блума
Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельности
Оценка
Мышление высокого уровня
Мышление высокого уровня
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Знание
Повторение или распознавание информации составить список , выделить , рассказать , показать , назвать
Понимание
Схватывание ( понимание) смысла информационных материалов
описать , объяснить , определить признаки , сформулировать по-другому
Использование
Применение в сходной ситуации
применить , проиллюстрировать, решить
Уровень
Примерные вопросы
Знание
Кто, что, где, когда, как..?
Что такое…? Верно ли, что…?
Понимание
Почему вы считаете…? Что означает…?
Какие предложения/ факты подтверждают…? Какова основная мысль…? С чем можно сравнить…?
Использование
Как это связано…? Какие примеры можете привести для…? Что будет если …? Каковы возможные результаты/следствия …?
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Анализ
Определение элементов и структуры
проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия
Синтез
Соединение элементов по-новому
создать , придумать дизайн , разработать , составить план
Оценка
Сравнительная оценка значимости на основе критериев
представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Анализ
Какие части или особенности..? Какие основания вы предлагаете для классификации..? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..?
Синтез
Согласны ли вы что..? Что вы думаете о..? Что является наиболее важным..? Какой вывод вы могли бы сделать..? Какие критерии вы используете для оценки..? Как бы вы поступили..?
Оценка
Какие идеи вы можете добавить в..? Как бы вы спроектировали..? Что произойдёт, если вы объедините..? Какие решения вы могли бы предложить для..? Как можно иначе решить возникшую проблему..?
- Конкретного материала
- Терминологии
- Фактов
- Способов и средств обращения с конкретным материалом
- Определений
- Тенденций и результатов
- Системы понятий и категорий
- Критериев
- Методологии
- Универсальных понятий данной области знаний
- Законов и обобщений
- Теорий и структур
Знание
Объяснение
Интерпретация
Экстраполяция -распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
Понимание
Знание
Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
Использование
Понимание
Знание
Элементов, взаимосвязей, принципов построения
Частей целого и взаимосвязи между ними
Анализ
Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Использование
Понимание
Знание
Знаний из нескольких областей
Экспериментирование
Синтез
Анализ
Творческая переработка информации для создания нового целого
Использование
Понимание
Получение системы абстрактных отношений
Знание
Суждение на основе имеющихся данных
Оценка
Суждение на основе внешних критериев
Синтез
Анализ
Видение различий между фактами и оценочными суждениями
Использование
Понимание
Знание
Примеры заданий
представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать
создать , придумать дизайн , разработать , составить план
проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия
применить , проиллюстрировать, решить
описать , объяснить , определить признаки , сформулировать по-другому
составить список , выделить , рассказать , показать , назвать
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Задание:
Составьте вопросы по кубику Блума по произведению С.Я.Маршака
«12 месяцев»
«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»
Джордж Карлин