СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на психолого-педагогическом консилиуме по теме «Особенности адаптации обучающихся в 5 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников это очень серьёзная и глубокая проблема, для решения которой необходима слаженная работа всех локальных служб школы и полное взаимопонимание родителей с классным руководителем.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на психолого-педагогическом консилиуме по теме «Особенности адаптации обучающихся в 5 классе»»

Выступление на психолого-педагогическом консилиуме

Плужник Юлии Вячеславовны

по теме «Особенности адаптации обучающихся в 5 классе»

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

В 5-ых классах создаются педагогические и социально психологические условия, необходимые для успешного обучения школьников на новом этапе. На уроках применяются различные формы (индивидуальные и групповые) и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия изучаемого материала. Работы в тетрадях и практические работы проверяются, оценивается каждый урок, даются рекомендации.

По итогам первой четверти все учащиеся 5-го класса успевают на хорошо и удовлетворительно. Учащиеся 5-ых классов активны на уроках, все проявляют интерес к учебным предметам, выражают заинтересованность в его изучении. Используется в работе педагогами различный дидактический материал: презентации, видео, индивидуальные карточки, наглядные пособия. При проверке знаний обучающихся вводится тестовые задания. Материал излагается в доступной форме, осуществляются межпредметные связи и индивидуальный подход в обучении . В 5-бклассе обучается 8 человек.

Из класса 2 ученика имеют одну оценку 3 за четверть (Новикова В., Цыбаков А.), частое невыполнение домашних заданий. В классе 6 обучающихся получили отметку 3. Качество знаний составляет 0%.

Каждый ученик должен научиться выделять учебную задачу самостоятельно. Если он не видит учебной задачи, выполняя разнородные, непохожие друг на друга задания, то его учебная деятельность нарушается. Ему не интересно заниматься, он не понимает, зачем эта скучная работа, и ему становиться трудно, учиться. Если человек выработает умение учиться, тогда на всю жизнь приобретение новых знаний не будет для него большой проблемой.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития, что создает благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.

С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит…

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  • Изучение классного коллектива.

  • Знакомство с родительским коллективом.

  • Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

  • Организация внеклассной работы в классном коллективе.

  • Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

Разговор с учителем начальных классов Зомитевой Еленой Анатольевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

3. Была написана характеристика класса.

4. Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.

5. Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. 

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.

Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, держатся разобщено, не дружно, постоянно ссорятся и даже выясняют отношения на кулаках. Гаврилов Д. держится обособленно от коллектива. Сложности же отношений Метлиной А и Максимовой В не связаны с периодом адаптации, а обусловлены уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.

Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Знакомство с родительским коллективом

Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.

Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год» 11 сентября 2016 года.

На собрании обсуждались следующие вопросы:

  1. Знакомство с родителями

  2. Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям.

  3. Выбор родительского комитета класса.

  4. Планирование воспитательной работы на учебный год.

  5. Организационные вопросы (состояние учебников)

  6. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.

  7. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Особенности класса: неактивный, недружный, но творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Дети добродушные, приветливые и ответственные . Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями, без тетрадей и учебников( Беляков Н. Максимова В.) На уроках работа с этим классом проходит не так продуктивно, как хотелось. Подготовка домашних заданий на среднем уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность не очень активна.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни (участие в общешкольных мероприятиях и линейках)

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: физкультура, трудовое обучение, биология, информатика, ИЗО, история и литература. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос. Такие предметы, как английский язык, вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!