СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном МО учителей химии по теме "Дистанционное обучение на уроках химии: плюсы и минусы".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного оубучения. А также приводятся примеры  обучающих платформ, удобных для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном МО учителей химии по теме "Дистанционное обучение на уроках химии: плюсы и минусы".»

Методическое объединение учителей химии Минераловодского городского округа












Дистанционное обучение на уроках химии:

плюсы и минусы



Подготовила

учитель высшей категории

МКОУ СОШ №8 с. Ульяновка

Заева О.В.



2020 – 2021 уч. г.

В современном мире высоких технологий все большую популярность набирает феномен дистанционного образования, когда учитель и учащийся взаимодействуют при помощи компьютерной техники и сети интернет. Наиболее часто такой формат обучения встречается в дополнительном образовании, в первую очередь — в многочисленных языковых школах и курсах.

К сожалению, дистанционные технологии в системе школьного образования теряют часть своих преимуществ: возможности по выбору учителя и распорядка занятий — такие же, как и в традиционной школе. Более того, внедрение данных технологий в систему школьного образования обусловлено скорее необходимостью, нежели продиктовано осознанием преимуществ. Так, схема дистанционного обучения активно используется в случаях, когда посещение обычной общеобразовательной школы для ученика затруднено (например, по медицинским показаниям, или в случае значительной удаленности проживания ученика от места учебы). Считается, что в таких случаях целесообразно оборудовать рабочее место ученика непосредственно у него дома (требуется персональный компьютер, настольный, ноутбук или планшет), а занятия вести в режиме видео- или аудиоконференции при помощи программ-коммуникаторов, самой распространенной из которых является Скайп (Skype).

Дистанционное обучение химии, равно как и традиционное, немыслимо без демонстрации экспериментов и различных объемных пособий (например, шаро-стержневых моделей кристаллических решеток веществ). В этом плане у дистанционного варианта образования появляется еще ряд преимуществ.
Во-первых, используя медиа-технологии, учитель имеет отличную возможность для показа экспериментов с опасными (взрывчатыми или токсичными) веществами, зрелищных опытов, проведение которых в аудитории с учениками недопустимо по технике безопасности. Можно возразить, что подобные интерактивные демонстрации возможны и в традиционной схеме обучения в классе, если тот оборудован соответствующей аппаратурой (мультимедиа-проектор и т.п.) Однако, качество воспроизведения материала на персональных компьютерах, используемых при дистанционном образовании, намного выше. Кроме того ученик имеет возможность повтора, перемотки и т. п. в случае, если не удалось рассмотреть какие-либо подробности эксперимента с первого раза. Понравившиеся опыты можно пересматривать неоднократно, делиться видеофайлами с друзьями в социальных сетях и блогах, участвовать в их обсуждении. Такая социальная активность положительным образом сказывается на усвоении материала, а также на социальной адаптации учеников.

Во-вторых, демонстрируемые эксперименты могут иметь большую продолжительность, сильно выходящую за временные рамки урока. Например, опыт по кристаллизации (т. н. «сад кристаллов») длится несколько дней, что обусловлено медленной скоростью роста кристаллов. При помощи веб-камеры можно организовать потоковую трансляцию проведения эксперимента в интернете. Это позволит ученикам время от времени проверять ход опыта всего лишь нажатием нескольких клавиш компьютера.
В-третьих, интерактивные пособия и модели позволяют ученику дистанционной формы образования глубже вникать в обсуждаемую проблему, более эффективно учитывая индивидуально-психологические особенности личности. В отличие от коллективного использования таких пособий в обычном классе, здесь фактически имеет место индивидуальное обучение, со всеми вытекающими из этого плюсами. Каждый ученик, совершенно независимо от других учащихся, имеет возможность работы с такими пособиями (внесение каких-либо модификаций, задание условий и т. п.) В приведенном выше примере изучения шаро-стержневых моделей кристаллических решеток, это может быть самостоятельное изменение учеником типа решетки, видов структурных единиц, находящихся в ее узлах (атомы, молекулы или ионы), длин связей и других параметров, причем при каждом изменении модель принимает новый вид. Подобную работу в принципе невозможно провести в обычном классе, учитывая небольшое доступное число моделей, значительное количество учащихся и жесткое ограничение по времени.

Учитель-химик дистанционного образования располагает куда более широкими возможностями использования интерактивного контента для уроков, по сравнению с коллегами в традиционной форме обучения. Помимо Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР, school-collection.edu.ru), имеющей, кроме неоспоримых преимуществ, ряд недостатков, это, в первую очередь, сервисы т. н. видеохостинга, крупнейшим из которых является сайт youtube.com. Так, по запросу «химия» данный сервис выдает свыше 120 тыс. видеороликов, а по запросу «химические опыты» - порядка 25 тыс.
Особое преимущество демонстрации видеоматериалов с помощью подобных сервисов — отсутствие каких-либо технических требований к программному обеспечению компьютера учащегося, - достаточно лишь наличия интернет-обозревателя. Т.о., исключена проблема нераспознавания файлов с видео, использующих нестандартные кодеки (преобразователи данных).
Другой плюс потокового видео — отсутствие затрат времени на предварительную загрузку файла на носитель информации компьютера ученика.

Аналогом классной доски в схеме дистанционного образования выступают сервисы онлайн-досок, такие как flockdraw.comtwiddla.comscribblar.comscriblink.com и другие. Разумеется, у этих сервисов есть ряд преимуществ, принципиально недоступных в обычном классе, например — сохранение написанного в графический файл.
Сервисом, важность которого для дистанционного образования сложно переоценить, является набор приложений от Гугл (google.com), таких, как Документы (docs.google.com) и Диск (drive.google.com). Документы Гугл позволяют вести совместно редактируемые документы любого типа (текстовые, таблицы, графика). Такие документы легко доступны с любого компьютера, имеющего выход в интернет. При помощи этого сервиса можно вести рабочие конспекты, тетради для контрольных мероприятий и т. п., а также — использовать его в качестве вышеупомянутых онлайн-досок. Приложение Гугл Диск позволяет хранить информацию любого рода (например, присланные учеником работы) в т. н. «облаке» Гугл.

Все вышеперечисленные сервисы являются бесплатными и общедоступными.
Таким образом, несмотря на ряд недостатков, главным из которых является отсутствие личного взаимодействия «учитель-ученик», дистанционное образование в курсе химии обладает внушительным списком достоинств, многие из которых недостижимы при традиционной форме обучения. Использование дистанционных технологий позволяет зачастую получить более глубокие предметные и метапредметные знания, отвечая всем принципам дифференцированной педагогики.


ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.

Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед школой задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации. Способом решения многих проблем может стать дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Преимущества дистанционного обучения в современной школе

Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Каковы преимущества дистанционного обучения?


Использование дистанционного обучения:


1. позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;

2. реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);

3. позволяет наиболее способным детям в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;

4. увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);

5. формирует у человека потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала, способствует освоению способов познавательной деятельности;

6. формирует ключевые компетентности, в том числе компетентность в профессиональной сфере.

Помимо указанного, дистанционное обучение способствует:

1. выравниванию стартовых позиций для самоопределения в профессиональной сфере и поступлению в профильные гимназии, лицеи для получения профессионального среднего образования;

2. быстрому освоению системы дистанционного обучения высших учебных заведений, внедривших и эффективно использующих технологию дистанционного обучения студентов;

3. повышению квалификации в выбранной профессии, так как при получении базовых основ информационных технологий возможно самообучение.

Организация дистанционного обучения в современной школе.

При всех достоинствах дистанционного образования, серьезной проблемой для него является переосмысление использования многих проверенных педагогических приёмов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы. В наиболее простом, с технической точки зрения, варианте дистанционного образования, базирующемся только на средствах электронной почты и текстового on-line диалога, процесс обучения может быть организован следующим образом:

1. По электронной почте учащимся высылается подробная программа подготовки, список рекомендуемой литературы и информация о преподавателях, руководящих их обучением. Кроме этого, предоставляются печатные учебные пособия и материалы;

2. Согласовывается возможность использования дополнительной литературы и других, в частности, электронных материалов, которые могут быть размещены на WWW-сервере, в БД с удаленным доступом, в сетевой конференции и т.д.;

3. Учащимися еженедельно выполняются:

• рассылка материалов, включающих в себя изложение материала, темы, рекомендации по работе с литературой, вопросы и упражнения для самопроверки, ответы на вопросы слушателей, контрольные вопросы, ответы на которые необходимо выслать преподавателю, анализ ответов на вопросы прошлого занятия;

• получение материалов по E-mail при наличии собственного доступа к сети либо их распечатка в точке доступа к сети, а также осуществляется выдача их учащимся;

• самостоятельная работа по заданной теме;

• подготовка и отправка по E-mail ответов на вопросы преподавателя, а также своих вопросов, по которым необходима помощь преподавателя;

4. По ходу обучения выполняются несколько рубежных контрольных работ, которые затем пересылаются для проверки преподавателям;

5. Для обсуждения преподавателем и учащимися учебного материала организуются on-line сеансы.

Система дистанционного обучения Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков.

Прежде всего, это обучение на расстоянии. То есть ученику не нужно приезжать к месту учебы, тратить время и средства. Всё, что Вам понадобится это компьютер с доступом в Интернет. Дистанционное обучение осуществляется индивидуально в любом удобном для Вас месте и в любое удобное время. Вы не зависите от расписания занятий, учебных групп и прочих атрибутов очного обучения, самостоятельно определяете скорость и интенсивность занятий.

Возможности и потребности каждого человека сугубо индивидуальны: кому-то требуется больше времени на изучение теоретической стороны вопроса, кто-то привык знакомиться с новыми технологиями на практике, самостоятельно вникая во все тонкости, а кто-то нуждается в чётких руководствах преподавателя. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Ведь прогресс на месте не стоит, с каждым днём в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека. Причём захватываются все сферы — и образование в том числе. В России дистанционное обучение — это новинка. Она многих привлекает.

В первую очередь, заинтересованность проявляют сами школьники, студенты. Ведь им не нужно будет ходить в школу или университет — достаточно просто появиться в интернете, пройти авторизацию, и можно получить лекцию или посетить занятие.

Преимущества дистанционного обучения

Экономия времени и для детей, и для взрослых. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда — навредить. Среди плюсов основных преимуществ такого обучения — его универсальность. В любое время школьник или студент сможет заниматься своим образованием самостоятельно. Ученик не связан временными рамками, может распределять время так, как требуется для него самого. Ведь главное в современном образовании — это результат. Освоение материала может происходить в разные сроки: от нескольких часов, до нескольких дней.

Отзывы учителей, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме образования огромную роль играет самообразование. То есть никаких учителей за спиной, никакого давления и менторского тона. Это плюс — можно научиться рационально пользоваться временем, лучше усваивать материал. Есть такие люди, которым проще учиться, когда никто не отслеживает процесс.

Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции — и можно присутствовать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Поэтому именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от других учеников.

Важное значение также имеет обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. Не секрет, что дети зачастую не находят общего языка с одноклассниками. Возникновение конфликтных ситуаций приводит к плачевным итогам. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может.

Еще одно преимущество дистанционного образования — это доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости можно найти на просторах интернета. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов. И что не мало важно, дистанционное обучение избавляет детей от массы книг в сумках, которые нужно каждый день носить с собой.

Сложности дистанционного обучения

С другой стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование, скорее всего, дастся с огромным трудом. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому за младшими школьниками родителям все равно придется следить. По этой причине дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе.

Для учителей дистанционное обучение часто означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражается на качестве образования.

Также есть ученики, которые к самообразованию вообще не предрасположены. Такие дети будут все время развлекаться, а не учиться. Поэтому среди минусов часто называют полную свободу действий. Действительно, если за таким ребёнком не следить, то он, вполне вероятно, вообще забросит учебу.

Если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение — прекрасный выбор. Оно не только позволит заниматься самообразованием, но и делать это без дискомфорта. Учить и учиться таким образом просто удобно. Раз в Европе такая форма уже давно используется, значит, и в России при хорошо продуманной системе она даст результаты.

В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.

Дистанционное обучение дистанционный метод получения образование появился довольно давно. Его родоначальником считается Исаак Питман, начавший в 1840 году с помощью почтовых отправлений обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве.

Получить образование за рубежом, не выезжая за пределы своей страны, стало возможным благодаря развитию информационных технологий. Обучение иностранных студентов дистанционно уже давно и эффективно практикуют во многих странах.

Активнее всего дистанционное образование развивается в США. В середине 60-х годов в нескольких американских колледжах стали использовать телевидение для профессионального обучения работников ближайших корпораций. Благодаря этим технологиям был образован Национальный Технологический Университет. Сегодня в университетах США дистанционно обучается около 1 миллиона человек.

Американские школьники также могут получать среднее образование, не выходя из дома. Такие школы называются K12. Это государственные учебные заведения. Её ученики не платят за обучение, более того, получают бесплатно все учебники, расходные материалы и даже выход в Интернет.

Не менее популярно дистанционное обучение и в странах Европы.

Дистанционное обучение играет всё большую роль в модернизации образования. Этот вид обучение для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры.

Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам. Ребятам, находящимся дома по причине болезни возможность не отстать от школьной программы, а находящимся на домашнем обучении возможность в полной мере получить знания такие же, как и их сверстники посещающие школу.


  1. Преимуществами дистанционного подхода являются:

  • Гибкий график обучения и возможность выбора собственных темпов обучения

В традиционном образовании существуют определенные ограничения на время обучения, в этот срок ученик должен уложиться и сдать необходимые дисциплины. Однако если ребенок способен значительно раньше изучит данную тему, существуют определенные проблемы и сложности в осуществлении этого замысла. В дистанционном обучении таких ограничений нет. Учебные материалы, тесты и задания доступны ученику в любое время. Он волен самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов и может, например, за два-три дня интенсивных занятий выучить и сдать дисциплину. Это особенно выгодно для людей, уже имеющих базовый уровень образования и решивших расширить свои знания.

  • Вариативная продолжительность

Каждый из нас привык усваивать информацию и знания по-своему. Одному необходимо долго повторять и «зазубривать» новый материал, другому достаточно беглого взгляда, чтобы понять суть, третий склонен к изучению по методу от частного к общему, четвертый, наоборот, предпочитает сначала изучить теорию, а потом примеры. Сколько людей, столько и предпочтений. В дистанционном обучении благодаря большому спектру возможностей и технологий у студента появляется возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать выбранную дисциплину. Возможно, кто-то сначала захочет познакомиться с видео-материалами, затем изучить теорию, закрепив тестом на практике, а кто-то все сделает наоборот, начнет с тренировочного теста, чтобы осознать объем необходимых знаний, затем изучит эти знания на основе теоретических материалов, а потом просмотрит практические примеры на видео. Свобода выбора стиля обучения характерна дистанционному обучению.

  • Отсутствие необходимости тратить время

  • Возможность занятий в любом удобном для Вас месте

Ученик не ограничен территориально тем местом, где он должен получать дистанционное образование. Существует одно ограничение – возможность доступа к среде передачи информации. Электронные курсы и тесты на базе Интернет-технологий можно просматривать в любом месте, где есть доступ к Интернету.

Студентам, обучающимся по дистанционным программам, приходится иметь дело с новейшими технологиями представления и обработки информации, такими, как компьютерные технологии, видео- и аудиотехнологии, широковещательные кабельные и спутниковые системы, Интернет и пр. Поэтому им невольно приходится осваивать эти технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают общеобразовательный и технический уровень студента.

  • Получение дополнительных знаний в новейших технологиях и изучение дисциплин, не доступных в своей школе

Множество образовательных учреждений подготавливают и выпускают ребят по определенному профилю. Зачастую специализация зависит от потребностей учащихся и родителей этой школы. Что же делать ученику, желающему самостоятельно изучить «не популярные» в этойшколе дисциплины и науки? Студент находится перед выбором – либо ехать учиться в удаленное учебное заведение, либо посредством доступных ему технологий вступить в программу дистанционного обучения этого заведения. Многие выбирают путь получения знаний с помощью дистанционного обучения.


  1. Виды дистанционного обучения

    1. Он –лайн – обучение непосредственно ученик – учитель находится в тесном контакте, например по средствам скайп.

  • Плюсы и минусы он – лайн обучения.

плюс

Учитель непосредственно отвечает на вопросы задаваемые учеником по средствам диалога

Учитель имеет возможность опросить учащегося устно

Минус

Привязанность ко времени и месту

    1. Оф – лайн – ребенок изучает самостоятельно по средствам того материала который представляет учитель на определенных ресурсах и затем учитель проверяет выполненные задания учеником.

  • Плюсы и минусы оф – лайн обучения.

Плюсы

  • Гибкий график обучения для учащегося и проверки заданий для учителя

  • Нет привязанности к месту. Т.е. любое удобное место имеющее возможность выхода в интернет

  • Вариативность для учащегося, т. е. учащийся в праве самостоятельно выбирать какой уровень ему необходим. Например, базовый, или же углубленный, или профильный.

Минусы

  • Нет живого общения с учителем и сверстниками

  • Необходимость жесткого самоконтроля

Можно сделать вывод, что лучший способ использования дистанционного обучения в школе в совокупности с традиционным обучением. Дистанционное обучение в школе может быть использовано для учащихся находящихся на домашнем обучении, для учащихся находящихся на больничном долгое время и для учащихся посещающих школу. Для учащихся находящихся на домашнем обучении и учащихся болеющих долгое время целью является не отстать по программе от своих сверстников. В их случае целесообразно применять и он – лайн и оф – лайн обучение.

Кроме того использовать он – лайн обучение возможно прямо во время традиционного урока в школе. Учащийся, находящийся дома по причине болезни, или ученик, находящийся на домашнем обучении, связывается с учителем по средствам сайп перед интересующем его уроком, таким образом не выходя из дома ребенок является полноправным участником образовательного процесса (того или иного урока).Для учащихся посещающих школу целесообразным является дистанционное обучение при выполнении домашней работы, повторении пройденного на уроке, возможно, найти ответы на вопросы которые были не до поняты в течение урока или просто интересующиеих вопросы, и затем отработать данную тему. Более качественно подготовиться к экзамену. Учителю это дает возможность более глубоко отработать с учащимися данную тему и соответственно более качественно подготовить учащихся к выпускным экзаменам.

Оф –лайн обучение возможно организовать с помощью уже готовых материалов или разработать самостоятельно.


3. Практическое использование различных видов дистанционного обучения

Если мы хотим использовать готовые материалы то их достаточно большое количество в сети интернет.

3.1. Например по средствам информационной системы (ЭД) дневник.ру. Данная информационная система дает возможность использовать уже подготовленные материалы педагогами разных регионов.

Примером может являться:

  • Приложение – ЕГЭ – Общая характеристика металлов I–III группы (тест)

  • Приложение – медиатека- Азот (лекция)

  • Приложение – медиатека – алкины (видео)

3.2. Самостоятельно разработать и разместить материал, так же возможно по средствам Дневник .ру. При этом существует возможность создания как индивидуальных заданий для каждого учащегося, так и заданий для классов, параллелей в целом.

В настоящее время существует огромное количество сайтов с готовыми заданиями для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Единственное что остается, это подобрав материал (задания)дать ссылку на данный материал учащемуся.

Каким же образом мы можем сообщать учащемуся о том, какое необходимо выполнить задание? Самый примитивный способ это отправит ссылку на ресурс с описанием по электронному адресу каждому учащемуся или прикрепить ее в виде домашнего задания в электронном дневнике. Но это достаточно трудоемкий процесс и на это может уйти достаточно большое количество времени в зависимости от количества учеников, которым необходимо выполнить конкретное задание или изучить лекционный материал. Но есть более простой путь, который займет максимум 3 минуты вашего времени. Это создать единый ресурс (Блог учителя) и дать адрес данного блога тем учащимся, с которыми необходимо работать дистанционно. Далее все разработанные вами задания или лекции, или ссылки на ресурсы вы размещаете на своем блоге, указывая об обновлениях в новостной ленте.

  1. Создание дистанционных уроков по средствам информационной системы Moodle.

Дистанционная система Moodle даёт множество преимуществ для организации дистанционного обучения. Здесь можно выложить не только лекционный материал и готовые задания но и разработать различного вида задания, тестирования всех видов, эссе, задания с кратким ответом, здания с множественными ответами, видео материал, ссылку на другие ресурсы и многое, многое другое при этом для того что бы определить справились ли учащиеся с заданием или нет достаточно нескольких минут. Эта система, как и другие дистанционные системы, даёт возможность учителю, видеть какой конкретно ученик, в каком вопросе допустил ошибку.

Использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает интерактивная рабочая тетрадь для 5–11 классов от Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“»

Дистанционное среднее образование – это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы.

Обучение on-line поможет нашим детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование становится прекрасной возможностью открыть для ребёнка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.

Онлайн-образование растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.

Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-х, а сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.

По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов

Современный учитель постоянно пользуется цифровыми технологиями

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

  1.  Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.

  2.  Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает интерактивная рабочая тетрадь для 5–11 классов от Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“»

Переведите учеников на интерактивные рабочие тетради  Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в онлайн-школе (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в онлайн-репетиторстве.

3.Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.

4. Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.

Учитель и ученики онлайн общаются более непринужденно

5. Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель, который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот свобода передвижения у учителей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу. Удаление от школьной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных аспектах работы.

6.Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших еще до поступления в магазины и библиотеки. Неактуальные географические карты, математические задачки про расфасовку картофеля на овощной базе, иллюстрации в учебнике английского с изображением дискет и ЭВМ времен детства родителей — все это из какого-то другого мира, но не из мира современных детей. Удаленный учебный процесс позволяет учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам ребенка 21 века. Например, изучать английский можно не только по учебникам, но и по актуальным мемам, песням и последним эпизодам сериалов. А задачки про количество подписчиков в соцсетях намного ближе современным школьникам, чем подсчет картофелин.

7.Доступность учебных материалов. Сейчас многие онлайн-библиотеки открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

1.Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, — начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий, за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.

2.Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей. Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет общаться с детьми, работа над групповыми проектами в Google Документах и прочие инструменты для взаимодействия в режиме реального времени.

3.Необходимость работать с мотивацией учеников. Работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому учителям придется изобретать новые формы контроля таких школьников.

4.Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет напоминать вам о том, что каждый час следует вставать из-за стола и делать разминку, а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть.

Эффективный учитель придерживается четкого режима

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удалённого обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-практики будут принимать всё более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Всё, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.


Список литературы



  1. http://www.hi-edu.ru/advantige.html

  2. http://www.aksu.edu.kg/contents/view/id/16

  3. http://www.moeobrazovanie.ru/zarubezhniy_opyt_distancionnogo_obucheniya.html




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!