СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном семинаре для учителей, ведущих преподавание учебного модуля «Основы светской этики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

===============================================================

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном семинаре для учителей, ведущих преподавание учебного модуля «Основы светской этики».»

Выступление на районном семинаре для учителей, ведущих преподавание учебного модуля «Основы светской этики»

Нашим детям приходится жить в непростое время. Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино.

Доступная система развлечений в основном ориентирована на удовлетворение простейших человеческих потребностей. Изобилие еды, напитков, денег, власти подается как абсолютное человеческое счастье. Самоутверждение за счет других, жесткая борьба с другими людьми навязывается как норма общественной жизни. Компьютерные игры создают у ребенка иллюзию свободы, вседозволенности, ничем не ограниченных возможностей. Наверное, все Вы уже заметили, что виртуальный мир - яркий, легкий, доступный - порой заслоняет реальный, что приводит к формированию искаженного представления о морали и нравственности, к неадекватным формам общественного поведения.

В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Благодаря этому курсу преподаватели могут обеспечить социализацию ребенка, включить его, сообразно его возможностям, в решение реальных дел и забот, обучить его в полной мере правилам жизни в обществе, раскрыть перед ним жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

В моей школе родители четвероклассников в этом году выбрали модуль «Основы светской этики». Чтобы сделать каждое из занятий особенным и интересным, я использую разнообразные формы работы - индивидуальную, групповую, игровую. Применяю методы проблемного и интерактивного обучения. Часто использую загадки, пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей. На основе притч, рассказов, сказок легко вводятся понятия данного курса. Материал из учебника стараюсь изложить более доступно, иногда под запись в тетрадь, используя схемы, рисунки, опорные слова. Интересные тексты из учебника для проверки своих предположений предлагаю детям прочитать в конце занятий или дома с родителями. Компьютер, интернет и проектор помогли мне использовать на уроках презентации, музыкальные композиции, мультфильмы, фрагменты из кино.

В нашей школе дети разной интеллектуальной и нравственной культуры. Многие хорошо воспитаны и готовы смотреть притчи, рассуждать о поведении человека в обществе, вести со мной диалог, решать проблемные ситуации и на основе анализа выбирать различные варианты ответов. Другим я внушаю высшие ценности, а дома у него брань, алкоголь, курение и прочее. И тогда на помощь приходят добрые советские мультфильмы, сказки, где всё просто и понятно, где добро побеждает зло, где плохие становятся хорошими. Чтобы дать возможность каждому ребёнку выразить своё отношение, использую метод незаконченного предложения, не дочитываю часть текста, делаю паузы при просмотре видеоматериалов.

Немаловажная роль на уроке отводится работе с иллюстрациями, которые помогают глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, ярче увидеть события и действующих лиц. Просмотр видеосюжетов в учебных целях предполагает решение комплекса задач:

-обогащение впечатлений о явлении;

- развитие образного мышления;

- формирование и развитие речи учащихся, эстетического вкуса.

Интересна ребятам игра с цветиком – семицветиком. Этот цветок из сказки В. Катаева можно использовать на разных уроках: при изучении темы «Добро и зло» ребята пишут на лепестках совершенные добрые поступки, при изучении темы «Род и семья – исток нравственных отношений» цветок превращается в ромашку, на лепестках которой дети размещают фотографии членов своей семьи. В конце урока в творческих группах создают единое ромашковое поле огромной семьи под названием Россия. Говоря об ответственности, на цветке можно записать дела, за которые отвечает ребёнок дома, в школе. Изучая тему «Семейные праздники», на цветках пишем пожелания родным. В конце урока в серединке цветка можно рисовать смайлик, соответствующий настроению на уроке.

Нравится детям и такой игровой приём, когда на каждую букву слова нужно вспомнить и назвать новое слово из пройденных тем по светской этике.

Все Вы знаете, что дети активны и радостны при выполнении групповых творческих заданий. На уроках этики возможен и этот вид работы. Например.

Первый урок «Россия — наша Родина»  Это очень важный урок, который задаёт тон всем  остальным занятиям. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. После этого урока ребята выполняют коллективные работы на тему «Мы – дети России», представляют небольшие презентации, в которых рассказывают о праздниках, традициях своего народа. В конце года на родительском собрании возможна презентация мини – проектов «Галерея достойных людей». С большим удовольствием дети готовят плакаты «Добро и зло в русских народных сказках», «Настоящая леди» или «Рыцари наших времён», единое полотно «Жизнь» с черной полосой, для картинок изображающих плохие поступки и белой полосой хороших поступков. Возможен выпуск и классной коллективной стенгазеты «Добродетельные и порочные поступки моих одноклассников». Нравится ребятам выступать и в роли учителя, показывая мастер – классы по изготовлению подарков своими руками.

Больших домашних заданий урок светской этики не предполагает. Но в конце уроков детям всегда предлагаются вопросы по изученной теме, для определения, как усвоен материал, а также творческие вопросы. Для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу. Например, назови несколько семейных традиций, составьте перечень (свод) правил, принятых в вашей семье, расспросите родителей, приходилось ли им оказываться в ситуации морального выбора, разучите песню с родителями о дружбе, нарисуйте родословное дерево, расскажите о семейных праздниках.

На данный момент почти к каждому уроку в интернете можно найти хороший конспект. Отобрав нужный материал, который больше подходит вашим детям, можно разработать свой урок. Я приготовила несколько притч, музыкальных подборок, несколько конспектов, презентаций уроков наших коллег. Надеюсь, эта подборка пригодится Вам при подготовке к уроку. Притчи есть разные. Некоторые из них можно посмотреть на заседании ШМО, педсовете.

В заключение, хочу показать Вам один мультфильм – притчу о восковых человечках, которые стремятся познать себя и окружающий мир. Детям я его не показываю, но в конце учебного года на предпоследнем уроке я говорю ребятам, что высшая ценность для человека – это его жизнь, что каждая жизнь уникальна и неповторима. Только живя, человек может радоваться, печалиться, веселиться, грустить, любить, совершать открытия для себя и других. Все мы живём обществом. И вокруг нас есть настоящие люди. Наверное, ради них стоит жить, дарить им свет и совершать добрые поступки. Возможно, и наши слова на уроках светской этики для кого – то из детей станут важными и главными.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!