Краткий анализ результатов ОГЭ по русскому языку в 2019 г.
Гомбоева С.Г.
- По Республике Бурятия - 11 389 выпускников; ср.балл - 4,05
- В Закаменском районе – 358 уч-хся, из них «2» - 1
- Закаменский район – средний балл - 3,80 (в 2019), 3,81 (в 2018), 3,88 (в 2017)
- Качество выполнения экзаменационной работы по республике повысилось (средний балл — 4,05 в 2018 году — 3,9).
Рекомендации по сжатому изложению
При написании сжатого изложения большинство учащихся точно передают основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (критерий ИК1): 90,78% (в 2018 г. — 88,78) школьников получили по этому критерию максимальные 2 балла, 0,71% (в 2017 г. — 0,6%; в 2016 г. — 0,79%) учащихся не смогли передать содержание прослушанного текста. Таким образом, по этому критерию мы видим незначительное снижение качества выполнения задания по сравнению с предыдущими годами.
По критерию ИК2 оценивается сжатие исходного текста. Максимальные 3 балла получили 79,9% (в 2018 г. — 73,5%) учащихся. Они смогли продемонстрировать умение осознанного сжатия текста во всех трех микротемах. Не справились с заданием 0,58% (в 2018 г. — 0,46%) экзаменуемых. Такие обучающиеся не смогли применить ни одного приема сжатия текста. Критерий ИК3 выявляет смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, максимальные 2 балла получили 63,22% (в 2018 г. — 71,29 %) школьников. Число обучающихся, получивших 0 баллов по данному критерию, повысилось по сравнению с прошлым годом 6,5 % — 2019 г., 4,46 % — 2018 г.). Эти учащиеся нарушают абзацное членение текста, не сумев вычленить новую микротему, также допускают логические ошибки внутри микротемы (выпускники путают причину и следствие, целое и частное).
Рекомендуется учителям при подготовке учащихся к сжатому изложению обратить внимание на данный критерий, разъяснять учащимся понятия: логическая ошибка, абзацное членение текста, микротема.
По выполнению тестовой части в 2019 году выпускники показали хорошие знания по теме «Смысловой анализ текста», стабильно высокий процент по темам «Лексика и фразеология», «Правописание приставок». На достаточно высоком уровне выполнены задания по темам: «Правописание суффиксов», «Словосочетание. Синтаксическая синонимия», «Выразительные средства лексики и фразеологии», «Обособленные члены предложения».
Анализ сочинений дает представление о том, как выпускники понимают содержание прочитанного текста, владеют ли письменной монологической речью, умеют ли доказывать свою точку зрения, умеют ли излагать свои мысли логично, последовательно, грамотно, умеют ли создавать текст-рассуждение. В основном выпускники выбрали задание 15.3, где надо было написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа?» Результаты текущего года позволяют констатировать, что в выполнении данного задания достигнуты определенные успехи, так как по всем максимальным баллам превышен порог в 60% (по критерию С2 в сумме 2 и 3 баллов). Большинство выпускников основной школы смогли правильно ответить на вопрос и прокомментировать свое понимание (по требованиям в задании), аргументированно доказать свою позицию. Однако проблемы по-прежнему есть. Сочинения содержат шаблонные элементы, формальные оценки, лишенные глубины суждения, непростительные для уровня интеллектуального, этического и духовного развития выпускника основной школы. Необходимо отметить, что у многих экзаменуемых существует упрощенный подход к нравственным вопросам. Отсюда и сложности с аргументацией: доказательства не всегда имеют прямое отношение к тезису, порой не связаны между собой ни содержательно, ни логически. Как положительный факт надо отметить, что выпускники создают тексты, соответствующие структуре сочинения-рассуждения и очень небольшой процент экзаменуемых допускает фактические ошибки.
Выводы:
Перечень элементов содержания/умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным :
1. Сжатое изложение. При написании сжатого изложения большинство учащихся точно передает основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (критерий ИК1) — процент выполнения 90,78%, умеют применять все приемы сжатия текста (критерий ИК2) (79,9%).
2. Тестовая часть
Процент выполнения заданий со 2-7 выше 80
3. Сочинение. Результаты текущего года позволяют констатировать, что в выполнении данного задания достигнуты определенные успехи, так как по всем максимальным баллам превышен порог в 60% (по критерию С2 в сумме 2 и 3 баллов). Наибольший процент выполнения данного задания достигнут по критериям СК1(Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Понимание смысла фрагмента. Толкование значения слова, словосочетания (понятия) — 83,87%, СК4(Композиционная стройность) — 80,39%.
Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточным:
1. По заданиям 12,13 наблюдается низкий процент выполнения (ниже 60%).
2. Изложение и сочинение (критерии грамотности) Нельзя считать достаточными показатели по критериям грамотности (орфографические и пунктуационные нормы). Анализ грамотности изложения и сочинения показывает, что в работах выпускников 9-х классов наблюдается большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. По орфографическим нормам максимальное количество баллов получили всего 35, 29 % выпускников, полностью соблюдают пунктуационные нормы только 25,62 % выпускников.
Результаты проверки грамотности говорят о следующем:
- В работах стало незначительно меньше орфографических ошибок. Это говорит о том, что многие выпускники не пользуются или не умеют пользоваться орфографическими словарями, хотя обучающимся 9-х классов предоставляется такая возможность на экзамене. Многие выпускники невнимательно переписывают слова (в том числе имена собственные) из текста, по которому пишут сочинение, пишут одно и то же слово по-разному (то правильно, то с ошибками). Поэтому процент выпускников, получивших по данному критерию максимальный балл, недостаточно высок — 35,29%.
- Пунктуационные ошибки также являются серьёзной проблемой, над которой стоит задуматься учителям русского языка и литературы. Только 25,62% экзаменуемых набирают максимальные 2 балла (при условии, что баллы снижаются лишь при наличии 3 и более ошибок). Наиболее частотные пунктуационные ошибки — это лишние запятые, отсутствие знаков препинания между частями сложного предложения, неверное обособление оборотов (в том числе сравнительных), отсутствие запятых при вводных словах.
- Достаточно велико количество грамматических ошибок, связанных с употреблением предлогов, управлением, согласованием, определением границ предложения, построением предложений с причастным и деепричастным оборотами, рядами однородных членов. Лишь чуть больше половины выпускников (59,21%) получили по этому критерию максимальный балл.
Предложения по возможным направлениям совершенствования организации и методики обучения школьников :
- На уроках русского языка и литературы необходимо активное внедрение в систему обучения русскому языку проблемно-мотивированного, функционально-смыслового подхода при изучении всех уровней русского языка.
- На уроках русского языка в старших классах должно идти постоянное совершенствование всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (как устную, так и письменную); формировать умение не только рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей.
- Необходимо также расширить и углубить работу над комплексным анализом текста, позволяющим развивать все виды предметных компетенций, формирующим умение работать с текстом: анализировать текст, определяя тему, основную мысль, его стилистическую принадлежность, тип речи, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику. Исключительную важность приобретает составление текстов разных типов с соблюдением характерных для них композиционных особенностей, практическое овладение текстами разных жанров. Планомерно должно осуществляться овладение школьниками стратегией взаимодействия с текстом: формирование умений извлекать информацию из текста, критически ее оценивать, находить связь суждений с опорой на имеющиеся знания и опыт.
- Необходимо усилить работу по формированию практической грамотности — навыков оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
- Следует углубить работу по формированию и развитию у школьников навыков смыслового чтения.
- Необходимо усовершенствование литературного образования школьников, чтобы, вступая в диалог с писателем, приобщаясь к общечеловеческим ценностям бытия, они овладевали возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создавали собственные тексты, представляя свои оценки и суждения по поводу прочитанного. Из урока в урок необходимо демонстрировать школьникам практическую важность использования опыта общения с литературными произведениями в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании, развитии мыслительных процессов.
- Активнее использовать Интернет-ресурсы ФИПИ, изучать учебно-методические рекомендации, проходить учебно-тренировочные тренинги по проверке изложений и сочинений.