СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание этого выступления тесно связано с обучением детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО»





Выступление на заседании «Круглого стола учителей иностранного языка» по теме «Использование ЦОР ,в том числе для развития функциональной грамотности обучающихся ,а также с обучающимися с ОВЗ»









Арбузова Л.А. учитель иностранных языков МОУ СОШ №12



















г.Новоалександровск ,2022г

Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды. (1 слайд)
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – компьютер!

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЦОР учителю?
 экономия времени на уроке;
 глубина погружения в материал; (2 слайд)
 повышенная мотивация обучения;
 возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
 привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЦОР ученику?
 ЦОР содействует росту успеваемости
учащихся по предмету;
 ЦОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
 ЦОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
 ЦОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
 делает занятия интересными и развивает мотивацию.
 учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. (3 слайд)
Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса. ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. [4] ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения. ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объектыи деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [2] Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ. В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР: – специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету; – «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения; Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам. Что дают ЦОР учителю? Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов. Что даёт ЦОР ученику? Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития. (слайд ) Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями. Нарушения письменной речи выражаюся в: Дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок. Дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок . Дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений . Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия. Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма. Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы. ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляет обучающимся свободу выбора форм и средств деятельности. Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности). Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам. Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, активно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала. В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

Зачем реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Когда реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

С 2021 года по 2024 год.

Что такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Читательская грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное мышление

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

  • наличие ситуационной значимости контекста

  • необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

  • новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Требования к текстам:

  • информационная насыщенность текстового материала;

  • отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;

  • соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;

  • соответствие читательским и жизненным интересам учеников;

  • возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.

Оценка читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста

Описание заданий блока «Читательская грамотность»:

  • комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой

  • каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности

  • задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям

  • для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

      • Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.

      • Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем

      • Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

      • Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов

      • В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов: покупка товаров и услуг, управление семейным бюджетом, планирование финансовых дел и др.

Особенности заданий

• Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.

• В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.

• Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.

• Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

• По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.

• Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобальная компетентность (глобальные компетенции) – это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Овладение глобальной компетентностью выражается в способности

● критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

● осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

● вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности

  • Марафон функциональной грамотности: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа):
    https://fg.resh.edu.ru/

  • Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA: https://media.prosv.ru/fg/

  • Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года):  https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка на примере упражнений из УМК «Spotlight» для 5-11 классов, авторы Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств (слайд )

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла множество примеров, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


Каким должен быть современный урок с учётом требований ФГОС? Интересное в нём должно совмещаться с полезным. Основные черты такого урока –

вовлечение и мотивационные техники;

развитие личности обучающегося;

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

обучение как цепочка познавательных активностей;

объём и прочность полученных учащимися на уроке знаний, умений и навыков;

инновационные педагогические технологии;

обучение посредством интерактивности;

применение разнообразного арсенала методов, средств обучения, цифровых инструментов.

Именно такой урок помогает развивать у учащихся функциональную грамотность.

Цель и задачи развития функциональной грамотности

Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач.

Основные задачи:

  • Лингвистической компетенции: отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи;

  • Социолингвистической компетенции: научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;

  • Дискурсивной и стратегической компетенции: развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу;

  • Социокультурной и лингвострановедческой компетенции: демонстрировать способность вести диалог культур.

Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.

Основные методы и формы, ведущие к развитию функциональной грамотности – это групповая и парная работа, деловые и ролевые игры

В этом помогают различные технологии. Не последнее место занимает информационно-коммуникационные технологии (обучение работе с разными источниками, готовность к самообразованию)

Функциональная грамотность подразумевает предметные результаты обучения (или ,так называемые hard skills) Но также важны принципы интерактивности и межпредметности при её формировании.

Думаю, все согласятся с тем, что для решения задач формирования функциональной грамотности необходимо использовать ИКТ в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучения, интенсифицировать обучение и создать комфортную среду на уроке. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка.

На уроках английского языка используются знания, полученные обучающимися на других уроках (литературы, географии, истории, музыки, изобразительного искусства). Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает им строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, так как на сегодняшний день основная проблема – это мотивация ребёнка. Не информация, которую он получает, а эмоции.

Одной из современных интерактивных технологий, основанных на ситестемно-деятельностном подходе является WebQuest- проблемное задание с элементами ролевой игры, для которой используются информационные ресурсы. Эта работа является особой формой обучающей компьютерной игры, что повышает мотивацию. В учебном квесте она активизирует мыслительную деятельность, включает интеграцию предметов, развивает самостоятельность, так как учащиеся в конце работы создают свой продукт.

В таком виде работы все задания чётко структурированы, доступны для (инклюзивной среды, например) и направлены на создание конечного продукта работы учащихся на каком-либо ресурсе. В создании такого квеста учителю может помочь бесплатный ресурс zunal.com.

Для учащихся начальной школы, которые ещё только начинают работу в цифровой образовательной среде, более приемлемы, на мой взгляд, квесты, которые используются для проверки знаний или обобщения изученного материала. Учитель может разрабатывать их самостоятельно или воспользоваться готовыми шаблонами и редактировать под свой урок и своих учащихся. Очень интересные возможности в этом направлении предлагает интернет-ресурс https://genial.ly , который является бесплатным, имеет много интересных опций, не только создание шаблонов, но и презентаций, открыток, плакатов и другой инфографики.

Вот некоторые из них:

В квесте «Комната» необходимо найти 5 предметов , под которыми спрятано задание. Выполнить эти задания, узнать секретный код и открыть дверь.

Учебный вэбквест «Прорыв» тоже содержит карту с 5 заданиями. Задания с тремя вариантами ответа. Выполнить задания, запомнить цифру ответа, в конце работы открыть сейф по коду, который состоит из правильных ответов.

Квест «Поиск сокровищ» или «Карта пирата» строится на той же системе действий, что и предыдущие два.

Как же воспользоваться данными шаблонами? Можно использовать готовые варианты, которые предлагают коллеги на Genially, а можно легко и быстро заменить задания на свои собственные.

Прежде, чем вы начнёте преобразовывать квест, необходимо подготовить к нему задания. Проще всего воспользоваться готовыми упражнениями с таких ресурсов как wordwall.net, learningapps.org , https://www.jigsawplanet.com/

http://ментиметр.com/,http://liveworksheet.com/,http://www.tagxedo.com/app.html, https://wordart.com/, https://app.mindmapmaker.org/ , https://edu.glogster.com/ и множества других. Они очень удобны, интерактивны, открываются сразу по ссылке в новом окне. На некоторых из этих ресурсов есть возможность для учащихся старших классов создавать свой продукт в результате работы с вэбквестом (создать плакат, рекламу, презентацию)

Включить свои квесты

Можно рассмотреть типы заданий в преобразованном мною квесте. https://view.genial.ly/606f29b3cdeba90d10053eae/horizontal-infographic-timeline-veb-kvest-karta-dlya-2-klassa-k-uroku-anglijskogo-yazyka

Если вы захотите изменить задания, то сначала внизу квеста нажмите кнопку ‘’REGISTER NOW’’ (зарегистрироваться). Далее, вас перенаправят на регистрацию и уже с сайта вы сможете редактировать задания. После нажатия кнопки внизу REUSE (использовать заново) можно начинать редактирование.

Перед вами конструктор. Слева 3 странички. Титульную страничку оставляем, нажимаем на страничку с заданиями. Под номером задания есть слово ЗАДАНИЕ, нажав на него вы увидите 4 значка, выбираем третий, INTERACTIVITY . Затем выбираем форму работы в окне WINDOW. Открывшееся окно даёт возможность напечатать текст задания, вставить картинку, видео или ссылку на задание с другого ресурса. После введения задания нажимаем сохранить. И так все 5 заданий. Затем нажимаем на ключ возле 3 странички, чтобы ввести код, состоящий из 5 цифр, номеров правильных ответов. Закончив выполнение заданий, ребята введут код и, если он правильный, то пират поздравит их с нахождением клада.

В заключение нужно сказать, что работа с вэбквестами направлена на формирование у учащихся большинства важных гибких навыков (soft skills), которые востребованы в современном мире. А именно, позитивность, креативность, коммуникация, мотивация, лидерство, ответственность, командная работа, решение проблем, принятие решений, работоспособность и стрессоустойчивость, когнитивная гибкость и умение вести переговоры.

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

В настоящее время в связи с глобальными изменениями в информационных технологиях, учащимся стала доступна информация по всем предметам. Поэтому меняется роль учителя, как единственного источника знаний. Теперь учитель не просто дает знания по иностранному языку, а работает с учеником, развивая его. Учит использовать полученные знания иностранного языка для применения в реальной жизни. Для того, чтобы свободно путешествовать, понимать объявления в аэропорту, читать инструкции, заполнять анкеты, оформлять счет в банке, и т.д. Максимально быстро адаптироваться в англоговорящей среде и успешно существовать в ней.

Сегодня главное требование, которое предъявляется к уровню владения иностранным языком, заключается в том, чтобы человек мог не только общаться на иностранном языке, но и решать с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.

Появилось новое понятие - функциональная грамотность - это умение применить полученные на уроке знания на практике.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка - это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.

Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций. Например, поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости, заполнение электронных анкет, опросов, резюме, поиск билетов на все виды транспорта, изучение расписания движения транспорта, работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений, использование сайтов со сводками погоды, поиск кулинарных рецептов, поиск информации о фильмах, книгах, музыке, выбор товаров в Интернете.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму. Однако чтение и аудирование - одни из самых необходимых функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) - продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

Для понимания устной информации (телевидение, радио, Интернет, объявления) учащимся необходимо развивать навыки аудирования.

Понимание воспринимаемой на слух речи, умение различать звуки, определять их смысл, удерживать их в памяти во время слушания позволяет внимательно вслушиваться в звучащую речь и воспитывать культуру слушания на иностранном языке.

На уроках, когда идет обучение аудированию, как виду речевой деятельности, используются специальные упражнения. Это упражнения, развивающие умение соотносить часть и целое в процессе восприятия на слух, находить в речи главную мысль, основное содержание, понимать целое, обращать внимание на отдельные элементы.

Так же можно использовать аудирование, как средство обучения другим видам речевой деятельности, говорению, чтению и письму. Для этого используются неспециальные упражнения. К ним, относятся упражнения для обучения восприятию диалогической речи. Например, прослушивание интервью в СМИ и составление аналогичного на ту же тему, прослушивание начала подкаста в интернете и самостоятельное завершение, прослушивание собеседования на работу и его пересказ. Упражнения для обучения восприятию монологической речи включают прослушивание объявлений в аэропорту, самолете и развернутые ответы на вопросы, просмотр фильмов и объяснение основной идеи. Все диалоги и монологи имеют практическую направленность и взяты из жизни.

На уроках можно использовать лингвострановедческие фильмы, где сначала идет подготовка к просмотру, отработка лексического материала, затем сам просмотр с выполнением определенных упражнений после просмотра.

Например, в своей работе я использую методическую разработку издательства Oxford University Press «Window on Britain» by Richard Mac Andrew («Окно в Британию» Ричарда Макэндрю). Это пособие издано в двух частях, каждая из которых состоит из 8 разделов. Каждый раздел посвящен определенной теме, в рамках которой рассматривается определенный лексический и грамматический материал.

Например, тема «Работа» содержит следующие задания: пред просмотр, просмотр, пост просмотр, чтение и письмо (рефлексия), т.е. систематизация, анализ и применение на практике полученной информации. Все формы работы на уроке направлены на формирование компетенций, которые ученики смогут использовать в дальнейшем в реальной жизни.

Основными упражнениями для формирования функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом. При выборе текстов мы выбираем материал о ситуациях, актуальных для учащихся, рассказы о жизни сверстников, постеры, скриншоты сайтов. Учитываем возрастные особенности, наличие новой информации, интересных фактов, имен, географических названий, наименований товаров, дат, наличие иллюстраций, схем, диаграмм.

Задания к текстам должны иметь практическую направленность и при этом развивать умения и навыки.

Перед чтением и переводом текста, мы выполняем специальные упражнения. Они направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала. Например, прочитай заглавие и скажи, о чем или о ком будет идти речь в данном тексте, посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото, опиши иллюстрацию к тексту, дай определение следующим словам, соедини слова с их определениями, определи различные значения одного итого же слова, найди в тексте предложения с определенной грамматической формой, прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В заданиях содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) даются задания, которые надо решить в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например, прочти текст, выбери альтернативу верно/неверно раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них, выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию, составь план текста, заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме, передай основную идею текста несколькими предложениями.

После прочтения текста учащиеся выполняют задания на проверку понимания прочитанного. Например, ответь на вопросы по содержанию текста, выбери правильный ответ, заполни таблицу по содержанию текста, пронумеруй события в порядке их очередности, заполни предложения словами из текста, составь вопросы к тексту, подготовь пересказ текста.

От обучения чтению мы переходим к развитию навыков устной речи. Здесь используются практико-ориентированные задания, они направлены на формирование функциональной грамотности, так как развивают навыки свободного общения и имеют практическое применение, купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д. При обучении устной речи используется системно-деятельностный подход. Учащиеся разыгрывают реальные жизненные ситуации. Покупка в магазине, ужин в кафе, поход в музей и т.д. Поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Применение функциональной грамотности на уроке английского языка

Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.

Умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные задачи

  • отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи;

  • научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;

Применить функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение.

УМК «Rainbow English» рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений.

Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Которые можно использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Источники полезных ресурсов которые я применяю в своей работе:

  • https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en - слушаем, читаем, учим грамматику, поем песни и смотрим видео, причем для разных возрастов и уровней (listening, reading, vocabulary, grammar, games, songs….)

  • https://quizlet.com/ - работа с лексикой и вывод этой лексики в активный вокабуляр! (vocabulary practice) .

  • http://www.english-4kids.com/interactive.html - тоже очень интересный сайт, онлайн-игры и викторины с лексикой, чтение (interactive vocabulary quizzes, online vocabulary games)

  • http://www.SparkleBox.co.uk сайт для новых идей и воплощения уже задуманных начинаний. Есть материалы для загрузки и печати.

  • http://www. LearningApps.org масса полезных заданий.

Для расширения лексического запаса, использую на уроках пословицы, поговорки, фразеологизмы, стишки, песенки-физминутки. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке. Для решения задачи применения функциональной грамотности на уроках использую следующие интернет - ресурсы.

https://www.youtube.com/user/SuperSimpleSongs - веселые песни, а также материалы для скачивания - флешкарточки, раскраски, задания. Не только поем, но и закрепляем с творческими заданиями ! Отдельного внимания заслуживают их Super Simple ABCs — алфавитные песни и phonics songs (песенки с буквами и их звуками), которые будут полезны в обучении чтению.

https://www.youtube.com/user/englishsingsing9 - этот канал очень популярный. Помимо веселых песен, на канале можно найти отработку разных разговорных фраз и моделей. Для формирования навыка говорения – отличный вариант!

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Применение функциональной грамотности в области чтения с развитием лексических и грамматических навыков

Проблема: непонимание смысла высказывания

Рекомендуемый тип заданий

  1. Выделение главной мысли в тексте, ключевых фраз и ключевых слов.

  2. Дополни содержание текста своей информацией (одно/два-три слова).
    Проблема: ограниченность словарного запаса

Рекомендуемый тип заданий

  1. составление вопросов к текстам с помощью опор: соотнесение части А и В

  2. Найдите ошибки в следующих вопросах.
    Проблема: неправильная интерпретация содержания текста; нарушение последовательности пунктов плана, нелогичность высказывания

Рекомендуемый тип заданий

  1. Заполните таблицу ключевыми словами, которые понадобятся для описания ч-л..

  2. Составь кластер характеристик ч-л.

  3. Расставьте фразы из монолога описания картинки в нужном порядке.

  4. Отметьте те клише, которые нужны для описания фотографии.

  5. То, о чем не сообщается в тексте, отметь «галочкой» / На какие вопросы ты сможешь ответить?

  6. Отредактируйте текст (найдите языковые ошибки).
    Проблема: неумение высказывать свое мнение по тексту в целом

Рекомендуемый тип заданий

  1. Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.

  2. Запиши информацию, которая показалась бы тебе... необычной / интересной / полезной.
    Проблема: неумение выделять общие и отличительные характеристики

Рекомендуемый тип заданий

  1. Подготовьте список необходимых слов/ словосочетаний для описания ч.-л.

  2. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют ч-л.

  3. Расставьте нижеследующие фразы так, чтобы получилось логичное завершенное монологическое тематическое высказывание.

  4. Заполните таблицу, опираясь на содержание текста.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

  • http://www.starfall.com/ - учим алфавит через забавные видео, презентации и песенки, книги для чтения, обучение чтению через интерактивные задания

  • http://www.abcya.com/ - потрясающая копилка игр и упражнений на развитие навыка чтения

  • http://www.childrensbooksonline.org/ library.htm - огромное количество книг для онлайн-чтения для детей и взрослых, для разных уровней, есть озвученные .

  • https://freekidsbooks.org/ - книги на английском для детей и подростков, которые можно читать онлайн, а можно и распечатать

Применение функциональной грамотности на уроках иностранного языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!