СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО «Классификация ошибок. Речевые ошибки»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений, рассмотрены ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО филологов по теме»

Выступление на РМО филологов по теме

«Классификация ошибок. Речевые ошибки» (23.11.2016)

Вступление:Добрый день, уважаемые коллеги!



Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста

(в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений СЛАЙД

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

1) несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;

2) фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;

3) логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;

4) речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;

5) грамматические ошибки;

6) орфографические и пунктуационные ошибки;

7) несоблюдение требуемого объема.

Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника

Фактические ошибки

СЛАЙД

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

СЛАЙД

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

СЛАЙДЫ

Ошибки, связанные с нарушением

речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Это критерии 4 и 5.

Речевые ошибки

СЛАЙД

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.

СЛАЙД

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:

Задание педагогам: исправить речевые ошибки.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Употребление иностилевых слов и выражений

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Чеховупалец в рот не клади,а дай только посмешить читателя.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают очень важную роль в жизни человека.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании)

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Евгений Онегин – молодой юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о событиях времен Великой Отечественной войны.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает своих ошибок.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он был на фронте, командовал ротой солдат.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал Л.Н.Толстой. В нем поднимаются важные проблемы.


Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня.

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических.

Грамматические ошибки

СЛАЙД

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте.

- Предлагаю Вам исправить ошибки.

Ошибочное словообразование

Надсмехаться

Ошибочное образование формы существительного

Не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

Самый важнейший

Ошибочное образование формы числительного

Около шестиста

Ошибочное образование формы местоимения

Вокруг его ничего не было

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Пиша о жизни героя

Нарушение согласования

Я хочу подражать людям, воспитавших в себе «талант доброты».

Нарушение управления

Многие люди не имеют свое мнение.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, герои.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор не только осуждает поступок героя, а также призывает нас делать добро.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Митрофана родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.

Орфографические ошибки

СЛАЙД

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова.

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

СЛАЙД

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и иы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

СЛАЙД

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Пунктуационные ошибки

СЛАЙД

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.







Приложение

Вид речевой ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Употребление иностилевых слов и выражений

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Чеховупалец в рот не клади,а дай только посмешить читателя.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают очень важную роль в жизни человека.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании)

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Евгений Онегин – молодой юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о событиях времен Великой Отечественной войны.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает своих ошибок.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он был на фронте, командовал ротой солдат.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написалЛ.Н.Толстой. В нем поднимаются важные проблемы.









Вид грамматической ошибки

Примеры

Ошибочное словообразование

Надсмехаться

Ошибочное образование формы существительного

Не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

Самый важнейший

Ошибочное образование формы числительного

Около шестиста

Ошибочное образование формы местоимения

Вокруг его ничего не было

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Пиша о жизни героя

Нарушение согласования

Я хочу подражать людям, воспитавших в себе «талант доброты».

Нарушение управления

Многие люди не имеют свое мнение.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, герои.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор не только осуждает поступок героя, а также призывает нас делать добро.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Митрофана родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.



Просмотр содержимого презентации
«Выступление НА РМО 23.11.»

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК .  РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Пелымская СОШ» Петрова Людмила Петровна

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК . РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ.

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Пелымская СОШ»

Петрова Людмила Петровна

Что требуется от ученика при написании итогового сочинения? Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Что требуется от ученика при написании итогового сочинения?

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКА К 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. зачёт Сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКА

К 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

зачёт

Сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКА К 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания зачёт Сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКА

К 2. АРГУМЕНТАЦИЯ.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания

зачёт

Сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКА К 3. КОМПОЗИЦИЯ Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. зачёт Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКА

К 3. КОМПОЗИЦИЯ

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

зачёт

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКА К 4. КАЧЕСТВО РЕЧИ Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. зачёт Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКА

К 4. КАЧЕСТВО РЕЧИ

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

зачёт

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКА К 5. ГРАМОТНОСТЬ Оцениваются орфографические, пунктуационные, грамматические нормы русского языка согласно школьной классификации. зачёт Грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).  незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКА

К 5. ГРАМОТНОСТЬ

Оцениваются орфографические, пунктуационные, грамматические нормы русского языка согласно школьной классификации.

зачёт

Грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

незачёт

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Классификация ошибок  при проверке итогового сочинения 1)  Несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; 2) Фактические ошибки; 3) Логические ошибки; 4) Речевые ошибки, нарушение стилевого единства текста; 5) Грамматические ошибки; 6) Орфографические и пунктуационные ошибки; 7) Несоблюдение требуемого объема.

Классификация ошибок при проверке итогового сочинения

1) Несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;

2) Фактические ошибки;

3) Логические ошибки;

4) Речевые ошибки, нарушение стилевого единства текста;

5) Грамматические ошибки;

6) Орфографические и пунктуационные ошибки;

7) Несоблюдение требуемого объема.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: исправим вместе

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: исправим вместе

  • Ленский вернулся в свое имение из Англии.
  • Тургеньев, «Тарас и Бульба».
  • В тексте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, когда Германия напала на Россию.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –… Высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –…

Высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • Подмена понятий;
  • Нарушение причинно-следственных отношений;
  • Нарушение логики развертывания мысли;
  • Отсутствие связи между высказываниями.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: исправим вместе

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: исправим вместе

  • Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
  • Из Митрофанушки Простакова воспитала невежу. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным героем.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

  • Употребление слова в несвойственном ему значении;
  • Употребление иностилевых слов и выражений;
  • Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов;
  • Неразличение синонимичных слов;
  • Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов;
  • Нарушение лексической сочетаемости;
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК 7) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании); 8) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология); 9) Неоправданное повторение слова; 10) Бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) Неудачное употребление местоимений.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

7) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании);

8) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология);

9) Неоправданное повторение слова;

10) Бедность и однообразие синтаксических конструкций;

11) Неудачное употребление местоимений.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании

и предложении.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ К НЕГРУБЫМ ОШИБКАМ ОТНОСЯТСЯ ОШИБКИ: 1) В исключениях из правил; 2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) В случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) В написании И и Ы после приставок; 5) в трудных случаях различения НЕ и НИ;

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К НЕГРУБЫМ ОШИБКАМ ОТНОСЯТСЯ ОШИБКИ:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) В написании И и Ы после приставок;

5) в трудных случаях различения НЕ и НИ;

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И СПРАВЛЯЮТСЯ, НО НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ОШИБКИ: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта ). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (ноу-хау, папье-маше).

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

И СПРАВЛЯЮТСЯ, НО НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ОШИБКИ:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта ).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (ноу-хау, папье-маше).

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ И СПРАВЛЯЮТСЯ, НО НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ОШИБКИ: 1) Тире в неполном предложении; 2) Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) Запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) В передаче авторской пунктуации.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

И СПРАВЛЯЮТСЯ, НО НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ОШИБКИ:

1) Тире в неполном предложении;

2) Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) В передаче авторской пунктуации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!