Выступление на РМО филологов по теме
«Классификация ошибок. Речевые ошибки» (23.11.2016)
Вступление:Добрый день, уважаемые коллеги!
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста
(в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений СЛАЙД
При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:
1) несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
2) фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
3) логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
4) речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
5) грамматические ошибки;
6) орфографические и пунктуационные ошибки;
7) несоблюдение требуемого объема.
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника
Фактические ошибки
СЛАЙД
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.
Логические ошибки
СЛАЙД
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
СЛАЙДЫ
Ошибки, связанные с нарушением
речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм
При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Это критерии 4 и 5.
Речевые ошибки
СЛАЙД
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.
СЛАЙД
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
Задание педагогам: исправить речевые ошибки.
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мысль развивается на продолжении всего текста. |
Употребление иностилевых слов и выражений | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Чеховупалец в рот не клади,а дай только посмешить читателя. |
Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор подводит итоги. |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Нарушение лексической сочетаемости | Книги занимают очень важную роль в жизни человека. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании) | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Евгений Онегин – молодой юноша. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о событиях времен Великой Отечественной войны. |
Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает своих ошибок. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он был на фронте, командовал ротой солдат. |
Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал Л.Н.Толстой. В нем поднимаются важные проблемы. |
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня.
Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических.
Грамматические ошибки
СЛАЙД
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте.
- Предлагаю Вам исправить ошибки.
Ошибочное словообразование | Надсмехаться |
Ошибочное образование формы существительного | Не хватает время |
Ошибочное образование формы прилагательного | Самый важнейший |
Ошибочное образование формы числительного | Около шестиста |
Ошибочное образование формы местоимения | Вокруг его ничего не было |
Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Пиша о жизни героя |
Нарушение согласования | Я хочу подражать людям, воспитавших в себе «талант доброты». |
Нарушение управления | Многие люди не имеют свое мнение. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершают подвиги, герои. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и веселые. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает поступок героя, а также призывает нас делать добро. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна. |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Митрофана родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. |
Орфографические ошибки
СЛАЙД
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова.
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
СЛАЙД
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и иы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
СЛАЙД
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
Пунктуационные ошибки
СЛАЙД
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.
Приложение
Вид речевой ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мысль развивается на продолжении всего текста. |
Употребление иностилевых слов и выражений | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Чеховупалец в рот не клади,а дай только посмешить читателя. |
Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор подводит итоги. |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Нарушение лексической сочетаемости | Книги занимают очень важную роль в жизни человека. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (избыточное значение в словосочетании) | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Евгений Онегин – молодой юноша. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о событиях времен Великой Отечественной войны. |
Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает своих ошибок. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он был на фронте, командовал ротой солдат. |
Неудачное употребление местоимений | Данный текст написалЛ.Н.Толстой. В нем поднимаются важные проблемы. |
Вид грамматической ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Надсмехаться |
Ошибочное образование формы существительного | Не хватает время |
Ошибочное образование формы прилагательного | Самый важнейший |
Ошибочное образование формы числительного | Около шестиста |
Ошибочное образование формы местоимения | Вокруг его ничего не было |
Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Пиша о жизни героя |
Нарушение согласования | Я хочу подражать людям, воспитавших в себе «талант доброты». |
Нарушение управления | Многие люди не имеют свое мнение. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершают подвиги, герои. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и веселые. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает поступок героя, а также призывает нас делать добро. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна. |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Митрофана родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. |